Заява міністра закордонних справ Франції Жан-Марка Еро про те, що під час нормандської зустрічі її учасники будуть наполягати на "детальних зобов'язання" України зі статусом Донбасу свідчить про те, що Франція і Німеччина разом з Росією будуть тиснути на Україну, вимагаючи якомога швидше втілити в життя політичну частину Мінських домовленостей. Про це на сайті Newsru.ua пише відомий журналіст Віталій Портніков, передають Патріоти України.
Заявление министра иностранных дел Франции Жан-Марка Эро о том, что во время нормандской встречи ее участники будут настаивать на "детальных обязательствах" Украины по статусу Донбасса и календарю выборов на оккупированных территориях уже воспринимается как показатель того, что в Берлине Франция и Германия вместе с Россией будут давить на Украину, требуя от нее как можно скорее воплотить в жизнь политическую часть Минских договоренностей.
Никто не обратил внимание на то, что тот же Эро говорил о необходимости дальнейшего разведения войск и "искренности". Как и на то, что президент Украины Петр Порошенко, комментируя в Осло предстоящую встречу лидеров стран "нормандского формата", тоже говорил о календаре и "дорожной карте" - сначала выведение оккупационных войск и освобождение заложников, и лишь потом - реализация политического пакета.
С этой последовательностью на Западе никто особо не спорит. И уж точно никто не сможет навязать Украине имитацию демократических процессов на Донбассе - то есть проведение выборов в присутствии оккупационного контингента. Более того, президент в Осло напомнил, что закон об особом порядке управления отдельными районами Донецкой и Луганской областей уже принят украинским парламентом и не требует каких-либо дополнительных процедур, кроме одной - проведения честных выборов на Донбассе.
Но это именно то, чего не может позволить себе Путин. Потому что в случае проведения честных выборов на Донбассе он утрачивает контроль над оккупированным регионом раз и навсегда. Я бы даже сказал больше - в случае проведения честных выборов Путин утрачивает контроль даже над Россией.
Более того, когда западные политики говорят о четком календаре политических процессов на Донбассе, они не могут требовать от Украины графика, утверждённого в одностороннем порядке. Потому что в тех же Минских соглашениях чёрным по белому написано, что вопрос проведения выборов является вопросом диалога.
Этот диалог между представителями Украины и так называемых "народных республик" проходит в Минске уже полтора года и не привел к каким-либо ощутимым результатам по одной простой причине: Москве и ее марионеткам честные выборы не нужны. Все предложения противоположной стороны по проведению выборов включали в себя статьи, значительно ограничивающие в правах жителей отдельных районов - вплоть до невозможности голосовать за украинские политические партии и получать равный с другими украинскими гражданами доступ к информации. Честными такие выборы не сможет признать никто - ни Киев, ни Париж, ни Берлин.
Но дело даже не в честности выборов. Мы очень часто говорим о том, что если следовать букве Минских соглашений в результате их безусловного выполнения на нашей территории появятся районы, которые будут "равнее других" с точки зрения полномочий местной власти - вплоть до права самостоятельно формировать некую "народную милицию" и согласовывать с Киевом кандидатуры руководителей силовых структур, прокуратуры и судебных инстанций.
И выглядит это, вне всякого сомнения, дико - потому что совершенно неясно, почему жители Донецка должны иметь в нашей стране права, отличные от прав жителей Мариуполя, Краматорска, Тернополя или Бердичева. Но мы забываем, что с точки зрения российских интересов это выглядит не менее дико. Потому что в случае выполнения Минских соглашений "ДНР" и "ЛНР" должны исчезнуть так, будто их никогда и не было. В Минских соглашениях о "народных республиках" нет никакого упоминания. И тогда получается - за что боролись?
Возникает вопрос: есть ли хоть малейшее указание на то, что в Кремле приняли решение демонтировать структуру "народных республик"? По-моему, нет ни одного. Более того, систематический отстрел и изгнание так называемых "полевых командиров" в обеих "республиках" свидетельствует о стремлении Кремля к консолидации власти в единых центрах и созданию квазигосударственных центров. И здесь вопрос именно консолидации, а не фигур предводителей. От Захарченко или Плотницкого можно завтра избавиться, а единый центр принятия решений все равно будет функционировать.
Тогда возникает вопрос - о чем тогда договариваться в Берлине?
На этот вопрос есть два ответа. Первый, наиболее реалистический - ни о чем. Просто после провала парижской встречи с Олландом Путину необходимо продемонстрировать, что он не находится на Западе в изоляции, что с ним хотят разговаривать и приглашают его в европейские столицы - между прочим, приезд в Берлин для Путина будет первым после аннексии Крыма.
Встреча по урегулированию на Донбассе просто могла показаться Путину и его советникам хорошим поводом для такой демонстрации. Но никаких новых решений в Берлине принято в таком случае быть не может, потому что Путин не готов ни к каким уступкам и не собирается сдавать "народные республики", выводить войска и наемников. Переговоры закончатся так же, как они и завершались год назад - ничем.
И второй - более фантастический - может быть связан с общим решением кремлевского руководства о деэскалации ситуации. В Москве могут решить, что в своем противостоянии с Западом зашли слишком далеко, что вместо возможного ослабления санкций по Украине могут нарваться на усиление санкций по Сирии, что нужно находить инструменты для взаимодействия.
И тут "нормандский формат" должен выглядеть инструментом для доказательства российской конструктивности и готовности сотрудничать. Но в этом случае Москва действительно должна отказаться от Донбасса - понимая, что в случае такого отказа весь "политический пакет" моментально превращается в филькину грамоту, потому что в случае отсутствия российских войск и демонтажа "народных республик" никому в регионе не нужен будет пресловутый "особый статус".
Указаний на то, что в Кремле действительно понимают всю обреченность своего положения, не очень много. Более того, если и понимают - то, скорее всего, будут договариваться о капитуляции с теми, кто придет к власти после президентских выборов в США и Франции и парламентских выборов в Германии. До понимания того, кто и как противостоит России в цивилизованном мире Путин, скорее всего, будет просто тянуть время.
Это и станет подлинным содержанием "минского календаря".
"План "Стійкого руху до перемоги". Правильне запитання мені поставили: не подобається план – покажи свій. Показую", - пише політолог Віктор Андрусів у своєму Телеграм-каналі, передають Патріоти України, та продовжує:. "1. Мобілізація духу всередині й н...
Президент Сполучених Штатів Джо Байден намагається витиснути максимум допомоги для України до завершення своїх повноважень, які добігають кінця на початку 2025 року. Зокрема, в Адміністрації розглядають можливість повернення ядерної зброї. Про це повід...