Сепаратизм на Закарпатті: "Угорські друзі" Путіна рватимуть захід України, - журналіст (відео)

В разі дестабілізації соціально-політичної ситуації в Україні шляхом організації штучного третього Майдану, в чому активно зацікавлені популістські і проросійські сили, існує загроза розвитку сепаратистських процесів на території Закарпаття.

Угорські "друзі Путіна" планують захоплення українського Закарпаття. Фото: depo.ua.

Угорські структури заснували в Закарпатській області потужну платформу для реалізації агресивної антиукраїнської діяльності. Про це пише Олександр Никоноров для Депо, передають Патріоти України і продовжують:

"В последнее время в экспертной среде Украины курсирует дискуссия о том, возможно ли в случае дестабилизации ситуации в государстве проявление агрессивных форм внешней политики со стороны наших западных соседей. Среди потенциальных угроз теоретически может рассматривается реваншистская политика отдельных государственных руководителей и провластных политических сил таких стран как Румыния, Польша и Венгрия.

В предыдущих материалах был рассмотрен анализ ситуации потенциальных угроз национальной безопасности Украины, которые могут исходить от отдельных субъектов политики соседних Польши и Румынии. В данном материале рассмотрим актуальную политическую ситуацию, которая сложилась в Венгрии, чье руководство сегодня демонстрирует наиболее ярко выраженные формы антиукраинской политики в отношении к Закарпатскому региону, стимулируя латентные формы проявления сепаратистских тенденций.

Общий анализ ситуации

1. Политический курс Виктора Орбана

По информации портала zakarpattya.net.ua, несмотря на открыто прокремлевский политический курс официального Будапешта вряд ли большинство венгров можно отнести к русофилам: период социализма в истории своей страны многие называют не иначе как "советская оккупация". Еще живы многие очевидцы расправы советской армии с революцией 1956 г., начало которой - 23 октября - с 1990-го является в Венгрии государственным праздником. Однако нынешнее руководство Венгрии и особенно ее премьера Виктора Орбана смело причисляют к "друзьям Путина в Европе" как в Москве, так и на Западе. У Орбана непростые отношения и с Брюсселем, и с Вашингтоном, он громко заявляет, что "интересы его страны не совпадают с интересами США", "русская модель нелиберальной демократии" нравится ему больше, чем европейская или американская. А журнал Foreign Affairs назвал его "венгерским Путиным". Именно к Орбану поехал Владимир Путин в феврале 2015 года заново "открывать окно в Европу" - в разгар боев за Дебальцево. Именно венгерский премьер является одним из самых жестких критиков санкционной политики ЕС против России. Это его выражение "вводить санкции против России - все равно, что выстрелить себе в ногу" так часто цитируют российские пропагандистские СМИ. Это Орбан неоднократно подчеркивал, что санкционная политика Запада наносит больший вред европейским странам, чем России. И хотя в последнее время таких высказываний в венгерской столице раздается меньше, Будапешт, отличаясь на общеевропейском фоне, продолжает демонстрировать лояльность к Москве и готовность сотрудничать с ней во всех сферах. А Венгрия по-прежнему остается одной из самых зависимых от РФ из стран Евросоюза, прежде всего, в сфере энергетики.

Сейчас официальная позиция Будапешта по санкциям, несмотря на убежденность венгерского истеблишмента в их "нецелесообразности" и "невыгодности", остается прежней. Посольство Венгрии в Украине на запрос DT.UA сформулировало ее так: "Венгрия с начала конфликта последовательно поддерживает политику Европейского Союза относительно санкций, и мы проголосовали за ограничительные меры и применяем их, несмотря на то, что экономические санкции против России и российские шаги наносят потери венгерской национальной экономике. Для нас приоритетом является сохранение единства Евросоюза в этой сфере, поскольку это единство является нашим главным инструментом в содействии урегулированию путем переговоров. Подчеркиваем, что политика ЕС в отношении санкций должна быть последовательной и постепенной; возможное снятие санкций может произойти в случае выполнения Минских соглашений". Однако явный настрой Будапешта на тесное сотрудничество с Москвой и его значительная зависимость от РФ вряд ли изменятся в ближайшее время. Новые парламентские выборы должны состояться в Венгрии только через два года. Орбан и его правящая партия ФИДЕС теряют симпатии избирателей, а вот ультраправая неофашистская сила "Йоббик", которая набирает популярность, и которую уже сегодня называют "самой успешной националистической партией в Европе", имеет шанс преподнести последний большой сюрприз. Однако можно прогнозировать, что вероятные некоторые изменения политического ландшафта Венгрии вряд ли существенно повлияют на взаимное притяжение Будапешта и Москвы.

2. Политический реваншизм

Согласно материалам открытых источников, геополитические стратегии Будапешта опираются на исторический опыт включения Закарпатья в состав Венгрии. Руководство данного государства не признает Трианонского мирного соглашения 1920 года, после подписания которого Венгрия потеряла большую часть территорий, включая Закарпатье. На фоне этого и в связи с победой на парламентских выборах консервативных и ультраправых политических сил венгерское руководство фактически начало осуществлять мощное влияние на Закарпатье, используя при этом всевозможные каналы и средства.

На основании официальных заявлений венгерского руководства и лидеров консервативных политических сил Будапешта стоит сделать вывод, что внешнеполитические цели Венгрии заключаются в использовании этнического фактора, распространении сепаратистских и антиукраинских настроений, в пропаганде идеи федерализации Украины.

При этом допускается вариант того, что венгерская сторона может использовать элементы стратегии РФ, которые официальный Кремль использовал на протяжении длительного времени в АР Крым и восточных областях Украины. Подтверждением данной гипотезы служит то, что Будапешт усиленное внимание уделяет демонстрации заботы потребностям "зарубежных соотечественников", развитию структур политического присутствия в регионе, развитию самосознания венгерского меньшинства, формированию системы образования этноса, научному "обоснованию исторической принадлежности" Закарпатья к Венгрии.

В Законе Венгрии "Про венгров, которые проживают в соседних странах" (№ LXII - 2001 г.) основной акцент делается на общины, которые рассеяны в соседнем приграничье, т.н. "Карпатском бассейне". Данный нормативно-правовой акт имеет прикладной характер, он определяет практические мероприятия, направленные на усиление гуманитарно-экономической зависимости зарубежных общин от Венгрии путем предоставления стипендий, наград и льгот. Закон также регулирует поддержку за границей венгерского образования, культуры и науки. На эти направления сосредоточены основные усилия правительственных структур соседнего с Украиной государства.

Как сообщает infosmi.net, бывший министр сельского хозяйства Венгрии Й. Тордян из "Партии мелких фермеров" ранее позволил себе заявить о необходимости соединить границы Венгрии и Польши, что поддержали лидеры праворадикальных и неофашистских сил данных государств. Таким образом, идеи исторического реваншизма нашли поддержку и в среде официальных представителей власти.

Несмотря на отсутствие в украинских и западных СМИ интереса к проблеме растущей венгерской угрозы в "Карпатском регионе", на сегодняшний день действительно может существовать вероятность розыгрыша Венгрией "крымского сценария" в Закарпатье в случае дестабилизации ситуации в Киеве и организации искусственного третьего Майдана популистскими политическими силами.

3. Венгерский национальный фактор Закарпатской области

В рамках данного исследования необходимо отметить, что Закарпатская область фактически находится в "Карпатском регионе", где доминирующие позиции занимает Венгрия. Закарпатье граничит с 4 странами, которые входят в состав Европейского Союза – Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией.

Стоит отдельно остановиться на анализе этнической карты данного региона. Так, в Закарпатье проживает более 100 национальностей и народностей. Украинцы составляют 80,5%, венгры – 12,1%, румыны – 2,6%, россияне – 2,5%.

Согласно переписи 2001 года в качестве родного украинский язык указал 81% местных жителей, венгерский – 12,7%, русский – 2,9%, румынский – 2,6%. При этом в связи с активизацией венгерских правительственных институций количество носителей венгерского языка значительно возросло.

В рамках данного материала важно подчеркнуть, что наибольшее количество населения, говорящего на венгерском языке, сосредоточено в Мукачевском (13,8%), Виноградовском (26,3%), Ужгородском (36,5%) и Береговском (80,2%) районах области.

Именно на эти административные районы фактически и делает главное ударение руководство Венгрии в контексте попытки создания так называемого "Притисянского района". Согласно амбициям Будапешта, данная административная единица в будущем якобы должна стать основой "Притисянского автономного округа". Подразумевается, что данный округ будет иметь устойчивую политико-гуманитарную связь с Венгрией, фактически став ее протекторатом.

Основные направления деструктивной политики Венгрии

1. Деятельность партии ФИДЕС

Как отмечает 112.ua, Венгерский гражданский союз (ФИДЕС, венгр. Fidesz – Magyar Polgári Szövetség), лидером которой является действующий премьер-министр Виктор Орбан, неоднократно подымал проблему касательно предоставления автономии венгерскому этническому меньшинству на территории Закарпатья. Данную тематику Виктор Орбан реактивно начал использовать после аннексии АР Крым российскими войсками и начала российско-украинской гибридной войны на территории Донбасса весной 2014 года.

"Хозяйственные связи мы ставим в центр внешней политики. Продолжаем работать с Востоком и увеличиваем свое хозяйственное присутствие, усиливаем влияние в Карпатском регионе. В этом заинтересована Венгрия, наши соседние государства и Европейский Союз. Усиление региональных связей не противоречит общенациональным. Венгерский вопрос со времен Второй мировой войны остался нерешенным. Венгерский вопрос мы считаем европейским вопросом. Венграм Карпатского региона полагается двойное гражданство, гражданские права и автономия. Это наша позиция, которую мы будем представлять… В этой связи актуален вопрос 200-тысячного венгерского нацменьшинства в Украине, которое должно получить двойное гражданство, должно получить все гражданские права, должно получить право на самоуправление. Таковы наши ожидания от новой Украины, которая формируется, и которая ощущает нашу поддержку в процессе построения демократического общества", – сказал Виктор Орбан.

Фактически это стало первым подобным выступлением, по сути, высшего должностного лица соседней страны. До этого с такими текстами выступали лишь маргинальные ультраправые силы.

С приходом к власти в 2010 году представителей партии ФИДЕС Венгрия начинает активно переходить к созданию в Закарпатской области инфраструктуры для реализации собственных стратегий, направленных на создание в регионе венгерской территориальной автономии.

2. Активность партии "Йоббик"

Правительство соседней Венгрии в лице провластной политической силы ФИДЕС активно сотрудничает с ксенофобской пророссийской партией "Йоббик", которую официальный Будапешт использует как структуру по ведению деструктивных радикальных действий в отношении соседних стран, на территории которых проживают этнические венгры, в том числе и в Украине.

Партия "Йоббик" ("За лучшую Венгрию", венг. Jobbik Magyarországért Mozgalom) была основана в 2003 году неофашистскими ксенофобскими политическими активистами Партии справедливости и жизни (MIÉP) и ультраправыми студентами, выступающими за защиту "венгерских ценностей и интересов". В 2007 г. было создано военизированное крыло партии — "Венгерская гвардия", запрещённая в июле 2009 г. "Венгерская гвардия" использовала элементы униформы и символику, напоминающие венгерских нацистов 40-х гг. XX в. — нилашистов. На выборах 2010 года партия успешно преодолела пятипроцентный барьер и вошла в национальный парламент, получив 47 мест из 386 — 26 мест было получено по территориальным спискам, ещё 21 место — по национальному списку.

По информации www.politics.hu, партия активно использует антицыганскую, антисемитскую и антииммигрантскую риторику. Венгерские неофашисты требуют признания термина "цыганская преступность" и начала борьбы с ней, а также проводит акции протеста после громких преступлений, совершённых цыганами. Лидер партии Габор Вона призывает также к ограничению рождаемости у цыган и к принудительной передаче цыганских детей "ленивых родителей" в школы-интернаты. Члены партии выступают за активное развитие отношений с РФ.

Также члены "Йоббика" были замечены в транслировании прокремлевской пропаганды, в поддержке бандформирований донбасских сепаратистов "ДНР/ЛНР". Часть неофашистов из партии "Йоббик" проходила службу в незаконных вооруженных формированиях "ДНР". В частности, известно о существовании бандформирования "Szent István Légiója" ("Легион Святого Иштвана"), медийную поддержку которому особенно широко оказывали представители данной политической силы.

Согласно данным atlatszo.hu, в 2013 г., председатель кабинета партии "Йоббик" Иштван Саваи, во внутреннем докладе руководству партии, подробно рассказал о деятельности национальных радикалов в Закарпатье. На тот момент уже обсуждались планы "создания системы национальных радикальных организаций, которые будут замаскированы под гражданские". Как сообщал ранее Вячеслав Гусаров, сеть таких организаций не должна открыто поддерживать "Йоббик", однако в своей риторике ее представители будут выказывать симпатии этой партии. Саваи конкретно указал на ужгородскую студенческую организацию, общественные и религиозные объединения Закарпатья. Параллельно с этим (еще с декабря 2010 г.), в г. Берегово продолжал функционировать офис евродепутата от партии "Йоббик" Белы Ковача. На его основе был создан филиал "Йоббик Закарпатья" (Jobbik Kárpátalja), который выполнял роль организатора мероприятий на местах. Работа центров сопровождалась деятельностью благотворительного фонда с названием "Приемная независимого депутата Европейского парламента". Фонд декларировал помощь "в культурной, образовательной, социальной и экономической жизни венгров Украины и оказывал содействие в оформлении документов на двойное гражданство". При этом, по мнению Закарпатской прокуратуры, фонд всячески утаивал расходы о своей финансовой деятельности в Украине, шедшие на мероприятия крайне правого толка. На практике это означало банальное распространение венгерских сепаратистских взглядов.

По информации 112.ua, в 2013 г. Берегово посетила делегация в составе лидера партии "Йоббик" Габора Воны, главы "кабинета национальной политики" Иштвана Савои и депутата Европарламента Белы Ковача. Делегация провела встречи с представителями венгерских организаций и церковных общин региона, посетила Закарпатский венгерский институт, национальную гимназию, музей, органы местного самоуправления. А главное, в Закарпатском венгерском театре был проведен съезд партии. Особое внимание обратил на себя факт полнейшего отсутствия хоть какой-нибудь реакции тогдашней украинской власти на то, что на территории нашей страны проводили свои съезды неонацисты соседнего государства, выдвигающие к Украине территориальные претензии.

В марте 2014 г. под давлением украинских властей Бела Ковач был вынужден закрыть свои центры, однако деятельность венгерских сепаратистов приостановлена не была.

28 марта 2014 г. у здания МИД в Будапеште прошел организованный партией "Йоббик" митинг под лозунгом "За право на самоопределение. Крым – России, Закарпатье – Венгрии". Как сообщает Александр Карпец, факт неожиданного появления 40 общественных организаций закарпатских венгров, выступивших с требованиями к киевской власти, о чем говорилось выше, также вызывает подозрения. На "руку Будапешта" это не слишком похоже. Зато это очень похоже на операцию российских спецслужб. Не стоит слишком удивляться, если вдруг выяснится, что большую лепту в раскрутку и финансовую поддержку "йоббиков" вносит Москва. Чуть позже на сайте официального вестника российской пропаганды в Венгрии "Радио "Голос России" (Oroszország Hangja) появился материал с названием "Закарпатье принадлежит венграм и русинам". В материале был неоднозначный намек: создать закарпатскую конфедерацию венгерского и русинского народа. Характерно, что с 2014 г. подобные тренды распространялись именно Москвой. В этих условиях любое проявление самостоятельности закарпатской территории могло по расчетам Кремля спровоцировать в Украине второй фронт.

Как отмечает украинский эксперт Вячеслав Гусаров, в марте 2014 г., в период раскачивания ситуации внутри Украины, председатель венгерского движения HVIM Дэрдь Задьва (György Zagyva) стал ссылаться на высказывания заместителя председателя Госдумы В. Жириновского в контексте украинских венгров. "Наконец существует ситуация, в которой интересы одной сверхдержавы (России) совпадают с нашими интересами (Венгрии). Заместитель председателя российской Думы Жириновский прямо заявляет, что Закарпатье принадлежит Венгрии", — говорил Задьва во время митинга, посвященного "самоопределению" Закарпатья.

В апреле 2014 г. евродепутат от венгерского "Йоббик" Тамаш Гауди-Надь (Gaudi-Nagy Tamás) в своих выступлениях стал открыто использовать кремлевскую риторику. На заседании сессии ПАСЕ он назвал Украину "искусственным государством" и предъявил претензии на Закарпатье. В зале заседаний он носил футболку с надписью "Крым принадлежит России, а Закарпатье — Венгрии".

По данным группы "Информационное сопротивление", летом 2014 г. председатель партии "Йоббик" Габор Вона совместно с Белой Ковачем — евродепутатом от "Йоббик" и Мартоном Дендеши — главой кабинета иностранных дел партии посетили Москву, где обсудили с Путиным вопросы Закарпатья. Их тематика касалась якобы возможности переноса "этнических чисток с Восточной Украины на Закарпатье". По данным от кремлевских источников, делегация подтвердила свое решение поддержать русинско-венгерскую автономию и ожидала поддержки от России.

При этом член "Йоббика", а также депутат Европарламента Бела Ковач был уличен в сотрудничестве с российскими спецслужбами. В мае 2014 представители правящей партии ФИДЕС в венгерском парламенте заявили о том, что имеют достаточно доказательств причастности Белы Ковача к шпионажу в пользу России. А именно против институтов ЕС, партии власти ФИДЕС, социалистической партии MSZP и LMP, членов комитета национальной безопасности парламента Венгрии и тому подобное. Заместитель председателя фракции ФИДЕС Силард Неймет сообщал, что среди доказательств против Ковача - видео и аудиозаписи, которые доказывают его причастность к организованному и заговорщическому контакту с российскими спецслужбами.

По утверждению газеты "Мадьяр Немзет", ему ставят в вину контакты "в конспираторской манере" с российскими дипломатами и ежемесячные поездки в Москву, а супруга Ковача является гражданкой России и Австрии и ранее работала на спецслужбы. Более того, он был одним из нескольких европарламентариев, выступавших в роли наблюдателей на "референдуме" в Крыму, провозгласившим это голосование "легитимным". По информации www.mukachevo.net, обвинения в Беле Ковачу были представлены генпрокурором и Комитетом национальной безопасности парламента Венгрии. Венгерская прокуратура предложила приостановить иммунитет Ковачу еще в мае прошлого года из-за подозрения в совершении тяжкого преступления, за которое предусмотрена уголовная ответственность (от 2 до 8 лет заключения). Однако другие документы по делу, согласно венгерскому законодательству, являются засекреченными на 30 лет - до 2044 года. В самой партии "Йоббик" заявляли, что все это дело не иное, как клеветническая кампания ФИДЕС накануне выборов в Европейский парламент.

Согласно данным портала alfahir.hu, в феврале 2015 года глава "Йоббика" Габор Вона с уважением высказался в адрес военно-политического руководства донбасских сепаратистов. Фактически он оправдывал преступную деятельность боевиков "ЛДНР" против украинской армии.

Отличием между ФИДЕС и правительством В. Орбана – с одной стороны, и ультраправой партии "Йоббик" - с другой, является отношении к формату существования венгерской автономии в Закарпатье. Если правительство Виктора Орбана активно педалирует процесс создания "Притисянского автономного округа", то неофашисты "Йоббика" отстаивают идею формирования в Закарпатье "русинско-венгерской автономии".

3. Маргинальные ультраправые силы

По информации nationalpolicy.ru, наряду с "Йоббиком", в Венгрии действуют более мелкие группировки: "Движение "Венгерский феникс", "Венгерский национальный фронт" (ВНФ), "Армия преступников", "Молодежное движение 64-х округов", "Самооборона за лучшее будущее". Ранее в городе Сазсхаломбатта Петером Варной была организована первая группа самообороны неонацистской "Ассоциации за лучшее будущее", которая желает участвовать в решении вопросов безопасности местных жителей.

Движение "Венгерский феникс" — также, прежде всего, антицыганское. В программе ВНФ — трансфер цыган из страны, который они рассчитывают осуществить в течение 24 часов в случае прихода к власти "национально ориентированного правительства". Отдельно стоит сказать о "Молодежном движении 64-х округов", которое требует восстановления Венгрии в границах, существовавших до исчезновения Австро-Венгрии (именно та Венгрия насчитывала 64 округа). Движение выступает за пересмотр Трианонского Договора и восстановления "Великой Венгрии", чтобы вновь объединить всех этнических венгров, проживающих в соседних странах. Движение в основном активно на местном уровне (не только в Венгрии, но и в части Словакии, Румынии, Сербии и Украины, где проживают этнические венгры) и неофициально функционирует в качестве радикального крыла партии "Йоббик". Их основная деятельность заключается в пропаганде более строгих мер на местном уровне в отношении тех, кто не придерживается закона (например, преступников и тех, кто не заботится "о порядке и чистоте" (этими терминами крайне правые группы всегда обозначают рома, акцентируя внимание на "цыганской преступности"). Кроме того, они организовывают демонстрации и другие мероприятия для распространения антицыганских, антисемитских и националистических предрассудков (например, марши, посвященные "героическому прошлому" немецких и венгерских солдат во время Второй мировой войны), а также проводит летние лагеря, спортивные мероприятия с полувоенной подготовкой для молодежи.

Отдельно стоит отметить праворадикалов из партии "Венгерская заря". Несмотря на то, что суд отказался зарегистрировать экстремистскую партию "Венгерская заря", в 2013 году ее лидер Ондраш Кишгергей заявил журналистам, что на партийном сайте ими были опубликованы сведения об этнических корнях каждого члена неофашистской политической силы. Одна из целей партии - отмена Трианонского договора, заключенного после Первой мировой войны странами победительницами с Венгрией, и возвращение территорий, которыми страна владела до 1920 года. О другом приоритете партии говорит ее лидер: "Каждый в Венгрии должен иметь право защищать себя, свою семью, свои ценности и имущество. И мы уже сейчас можем подтвердить, что будем бороться за право каждого иметь оружие". Так свое пристрастие к оружию продемонстрировал в прошлом году на первомайском митинге один из членов радикального крыла ультраправой партии "Йоббик". Видео, на котором он палит из автомата, выложили в интернете его политические противники. Он остается депутатом венгерского парламента, и теперь присоединился к "Венгерской заре".

Члены этой новой партии также тесно связаны с полувоенными организациями, совершившими ряд насильственных преступлений. "Венгерская заря" хочет объединить эти организации, создав нечто подобное распущенной "Венгерской гвардии", военизированного крыла партии "Йоббик". "Венгерская гвардия" в частности стала известна, благодаря тому, что взяла на себя полицейские функции в цыганских кварталах. Многие члены "Венгерской зари" раньше входили в партию "Йоббик". Ненавидящие цыган и евреев, гордящиеся принадлежностью к венгерской нации, в 2012 году они были шокированы, узнав, что предки второго номера в партии "Йоббик" Чанада Сегеди были евреями. После этого он сам покинул ряды партии, и стал независимым членом Европейского парламента.

Примечательно то, что российские СМИ, замечая рост неофашизма и антисемизма в Венгрии, сознательно упускают эти факты в новостях, отрабатывая заказ Кремля по созданию искусственного образа "фашистской киевской хунты".

4. Незаконные вооруженные формирования

Как сообщил портал prozak.info, в октябре 2015 года при финансовой и технической поддержке официального Будапешта в отдельных районах Закарпатской области начался процесс создания так называемых "добровольческих народных дружин".

Согласно постановлению правительства Венгрии "О материальном, финансовом обеспечении закарпатских дружинников" предусмотрено выделить около 40 тысяч евро. Также сообщалось о том, что на 2015-2016 гг. МВД Венгрии планировало выделить около 900 тыс. евро бюджетных средств на подготовку отрядов "самообороны".

Как сообщает www.politforums.net, на украинском канале "1+1" вышел сюжет под названием "Венгерская угроза: как Венгрия подогревает сепаратизм на Закарпатье". В сюжете программы "Гроші" речь идет о том, что правительство Венгрии профинансирует создание "Закарпатской муниципальной гвардии, которая будет защищать этнических венгров Закарпатья". И якобы обучать их будут венгерские солдаты национальной (муниципальной) гвардии. Автор материала пишет о том, что он "нашел информацию в одной из закарпатских венгерских газет о том, что у нас создана не только эта гвардия, но и организация, которая призвана этим закарпатским венгерским нацгвардейцам помогать". В частности, сообщалось о том, что в 2014 году "Общество венгерской культуры Закарпатья" (ОВКЗ) с целью поддержки солдат национальной (муниципальной) гвардии Закарпатья установило отношения с Государственным союзом солдат национальной (муниципальной) гвардии Венгрии (ГССНМГ) и с его главой доктором Турошом Ондрашом. ГССНМГ поздравил установление отношений. Затем, чуть позже, в Ниредьгазе состоялась встреча, на которой, по информации автора материала, Президиум ОВКЗ и ГССНМГ провели переговоры о возможности сотрудничества, целью которого была уже упомянутая поддержка национальной (муниципальной) гвардии, действующей на Закарпатье. "Так, летом этого года в государственном молодежном лагере солдат национальной (муниципальной) гвардии уже могла участвовать и "сборная солдат национальной (муниципальной) гвардии" Закарпатья, где заняла первое место в соревнованиях патрулей. В прошедшие месяцы Мештер Ондраш, секретарь ОВКЗ по вопросам самоуправления и по хозяйственным вопросам, поддерживал отношения между ГССНМГ Венгрии и местной национальной (муниципальной) гвардией. Секретарь ОВКЗ связал друг с другом национальную (муниципальную) гвардию местных населенных пунктов. Также речь шла о создании общественной организации "За солдат венгерской национальной (муниципальной) гвардии Закарпатья", - говорится в сообщении.

Журналисты "1+1" направили запрос в посольство Венгрии по поводу информации о финансировании в Закарпатье "отрядов самообороны", которая появилась на сайте prozak.info. Из посольства журналистам сообщили: "Посольство и господин посол не реагирует на такую информацию, которая есть в сомнительных источниках". Профессиональный украинский дипломат Богдан Яременко считает, что "допустить формирование военизированных отрядов, которые финансируются иностранным государством, на территории Украины невозможно. Этот вопрос должен стать объектом пристального внимания украинских спецслужб".

Затем появилась информация о том, что 10 октября 2015 года при участии и поддержки секретаря ОВКЗ по вопросам экономики местного самоуправления О. Мештера была создана Закарпатская венгерская община "добровольческих народных дружин". Декларированной целью создания данных формирований выступало "обеспечение правопорядка в населенных пунктах с компактным проживанием венгров, защиты их имущества и здоровья, снижения уровня преступности". Для формирования отрядов "Общества венгерской культуры Закарпатья" может использоваться опыт венгерской "Общегосударственной ассоциации народных дружин" (OPSZ). В сентябре 2015 года представители OPSZ, ОВКЗ и венгерского консульства в г. Берегово договорились провести практические занятия для членов "закарпатских добровольческих дружин".

Наибольший риск для национальной безопасности Украины в этой ситуации представляет возможность сращивания ранее перечисленных образований с праворадикальными неофашистскими структурами Венгрии. В частности, упомянутый ранее "Йоббик" предпринимал попытки использовать события в г. Мукачево июля 2015 года для организации сепаратистской деятельности. Члены данной неофашистской организации распространяли пропагандистские листовки, в которых призывали "создавать отряды самообороны для защиты от массовых убийств и других насилий со стороны вооруженных националистических формирований". Радикалы "Йоббика" привели в полную боевую готовность созданные в приграничных районах нелегальные центры подготовки боевиков. Речь идет о следующих парамилитарных структурах: "Армия Бетяршерег", "Новая венгерская гвардия" и "Молодежное движение 64-х венгерских округов". Официальная цель – "защита и эвакуация венгров Закарпатья".

При этом в ряде украинских и зарубежных СМИ подобного рода деструктивная активность венгерской стороны осталась незамеченной.

5. Институт "двойного гражданства"

При наличии централизованной финансовой помощи венгерскому национальному меньшинству, Будапешт, начиная с 2010 года, активно переходит к практике использования института "двойного гражданства" с целью усиления поддержки курса Венгрии в местах компактного проживания венгров.

С 1 января 2011 г. вступил в силу венгерский Закон об упрощении процедуры получения венгерского гражданства для "украинских венгров".

Согласно официальным источникам информации, около 94 тыс. украинских венгров из Закарпатья уже получили гражданство Венгрии по упрощенной процедуре. Ежегодный прирост их количества колеблется от 19 до 20 тысяч человек. Помимо Закарпатья, к венгерскому гражданству привлекаются и жители других областей Западной Украины.

Примечательно, что новые граждане наделены полным спектром прав, а также интегрированы в избирательный процесс Венгрии. В Венгрии были созданы государственные реестры избирателей, которые, в частности, обязывают бипатридов сообщать органы власти о смене семейного положения. Каждый новый гражданин обязан дать присягу на верность Венгрии, согласно которой он обязуется "защищать и служить новой родине".

6. Сеть национально-культурных организаций венгерской общины

Венгерские структуры основали в Закарпатской области мощную платформу для реализации агрессивной антиукраинской деятельности. К ее составной, прежде всего, относится развитая сеть национально-культурных организаций венгерской общины. Всего их в области насчитывается более 50. Данные организации, как правило, имеют союзников и партнеров в Венгрии. Среди наиболее активных из них стоит отметить:

- "Общество венгерской культуры Закарпатья" (ОВКЗ) – возглавляет народный депутат от партии БПП "Солидарность" Василий Брензович;

- "Демократический союз венгров Украины" (ДСВУ) – руководителем которого является Ласло Зубанич.

Вокруг деятельности данных структур фактически осуществляется активность смежных по целям и заданиям общественных организаций. Длительное время руководство ДСВУ и ОВКЗ находились в состоянии конфронтации, вызванного конфликтом за распределение финансовых потоков из Будапешта, амбициями лидеров данных организаций и правом представлять венгров за рубежом.

В тоже время четко прослеживается непоследовательность венгерских депутатов в контексте объединения венгерского электората Береговского и Виноградовского районов и по усилению позиций нацменьшинства в Закарпатском областном совете. Фактически только под давлением Будапешта после длительного конфликта объединились "Общество венгерской культуры Закарпатья" и "Демократический союз венгров Украины". Это позволило венгерской стороне преодолеть 5-% барьер в облсовет, получив 12 % мандатов (8 депутатов) и тем самым установить контроль над выборными органами компактных мест проживания общины.

Также венгерское национальное меньшинство в Верховной раде Украины представляет упомянутый ранее народный депутат Василий Брензович. По венгерской квоте данное меньшинство имеет места в Европарламенте, где его представляет уроженка г. Берегово 37-летняя Андреа Бочкар.

Более того в правительстве Венгрии интересы венгерской общины лоббирует бывший глава "Общества венгерской культуры", гражданин Украины – Миклош Ковач. Он занимает должность уполномоченного премьер-министра Венгрии. По информации vesti-ukr.com, Миклош Ковач в правительстве Венгрии получает заработную плату в размере 5 тысяч долларов (1 млн 120 тыс. форинтов). Закарпатец консультирует Орбана по вопросам "стратегии венгерской внешней политики в связи с ситуацией в Украине". Премьер нанял Ковача в сентябре 2014 года. По законодательству, премьер может сам выбирать уполномоченных для выполнения важных заданий. Как признавался раньше Ковач, они дружат с Орбаном более 20 лет.

По информации focus.ua, на закарпатском уровне венгры также представлены двумя конкурирующими организациями — Партией венгров Украины (КМКС) и Демократической партией венгров Украины (УМДС), которые объединились только перед последними местными выборами. В украинской политической жизни венгерские лидеры всегда стремились поддерживать действующую власть в обмен на лояльность со стороны Киева. Так, на выборах 2010 года они сделали удачную ставку, поддержав Виктора Януковича. Особо недалёким жителям региона даже рассказывали, что Янукович — на самом деле венгр Янош Ковач, и это якобы сработало. На последующих выборах венгерское меньшинство неизменно обеспечивало поддержку кандидатам от сине-белых. После победы Евромайдана венгры быстро сориентировались и заключили политический союз с Петром Порошенко. В обмен на поддержку на президентских выборах он пообещал обеспечить парламентское представительство венгров в Верховной Раде. На практике это означало воссоздание мажоритарного округа, существовавшего на выборах 1994-го, 1998-го и 2002 года, в котором венгры составляли более половины избирателей. Но округ так и не создали, после чего венгры пообещали подать на Украину в Европейский суд по правам человека. Порошенко эту проблему решил: лидеру КМКС Брензовичу дали проходное место в списке БПП. С тех пор об иске ничего не слышно. Тема отдельного "венгерского района" возникла ближе к концу прошлого года, когда венгры решили воспользоваться децентрализацией, чтобы создать свою территориальную громаду. Но против подобных инициатив решительно выступал губернатор Геннадий Москаль.

При этом важно отметить, что в связи с усилением представительства венгров в Закарпатском областном совете фактически возрастают угрозы использования данной ситуации представителями венгерских спецслужб. Венгерская сторона получает дополнительную возможность увеличить политическое присутствие в регионе, активно используя и фактор деятельности лидеров национально-культурных обществ. Существует риск, что спецслужбы Венгрии могут использовать зависимость лидеров организаций национального меньшинства от Будапешта в качестве инструмента в реализации внешнеполитических стратегий.

В целом финансирование культурно-гуманитарных потребностей этноса отыгрывает важную роль во влиянии на сознание венгров, проживающих на территории Закарпатья. Финансирование венгерского меньшинства Закарпатья осуществляется по двум направлениям:

1) перенаправление средств Евросоюза, которые выделяются в рамках программы Восточного партнерства на развитие приграничных территорий Венгрии и Украины;

2) средства государственного бюджета Венгрии, которые направляются на финансирование развитие образования на венгерском языке и культурных потребностей нацменьшинства. В данном направлении основным субъектом выступает фонд им. Г. Бетлена. В качестве рецепиентов выступает группа фондов, которые контролируются представителями ОВКЗ. В 2015 году национально-культурные организации региона получили от фонда Г. Бетлена более 48 млн грн, которые были направлены на образование.

7. Сфера образования

Согласно официальным источникам информации, на территории Закарпатской области действуют 99 школ с венгерским языком обучения и их количество постоянно растет. При этом среднее количество учеников на одну школу составляет только 154 человека. Существует низкий уровень наполняемости данных классов, который составляет только 15 учеников. При этом наполняемость классов украинских школ составляет от 20 и более учеников.

Подобная ситуация сложилась и в сегменте высшего образования на венгерском языке.

В Ужгородском национальном университете функционируют гуманитарно-естественный факультет и Центр гунгарологии. Количество студентов 6 венгерских кафедр составляет 236 человек или 39 студентов на кафедру. Еще в 5 ВУЗах региона созданы и действуют группы с венгерским языком преподавания, где обучаются более 200 студентов.

Согласно www.kmf.uz.ua, в г. Берегово функционируют Закарпатский венгерский институт им. Ф. Ракоци II, институт социологии им. Т. Легоцки и отделение Национальной академии наук Венгрии. Общее количество студентов венгерского института – 660 студентов.

Стоит отметить, что деятельность зарубежных венгерских центров сводится к формированию за украинские средства замкнутой системы образовательной сферы. При этом учреждения обучения на венгерском языке, кроме госфинансирования, получают средства из-за рубежа. К примеру, в 2015 году из венгерского фонда имени Г. Бетлена было выделено 45,5 млн грн, из которых на поддержку работников венгерских школ предназначалось 37,2 млн грн, еще 8,5 млн грн направлены на выплаты родителям, дети которых обучаются в венгерских детских учебных заведениях.

В связи с тем, что в Украине отмечается дефицит собственной литературы и учебников для школ з преподаванием на языках нацменьшинств, такие заведения обеспечиваются зарубежными пособиями. В свою очередь это приводит к риску вытеснения из учебных заведений украинской системы преподавания, перехода на венгерские программы. В таком случае не исключается последующее выключение из программы изучение украинского языка, литературы и истории Украины. Подобные ситуации нередко происходят при "молчаливом согласии" директоров школ.

8. Религиозная система

Стоит отметить, что наряду с другими векторами деструктивной политики в Украине, официальный Будапешт в продвижении процесса автономизации Закарпатья использует и религиозную систему по национальному признаку.

Согласно открытым источникам информации, духовные потребности более 80 % венгров Закарпатья обеспечивает Закарпатская Реформистская Церковь, возглавляемая епископом Ш.Зан-Фабианом. Она насчитывает 117 религиозных организаций и занимает руководящую роль в системе духовных ориентиров венгерского национального меньшинства. По факту ЗРЦ является этнической церковью, которая ориентируется на обеспечение духовных потребностей исключительно венгров, а сам епископ избирается при контроле правительства Венгрии. При этом важно подчеркнуть, что в своей деятельности священники ЗРЦ часто проявляют факты отказа в потребностях других национальностей. В то же время они проявляют враждебное отношение к маргинальным этническим группам, прежде всего, к ромам. Представители духовенств ведут переговоры с венгерскими должностными лицами, а также отмечались попытки их привлечения к предвыборной агитации.

В рамках данного материала необходимо также остановиться на деятельности Мукачевской диецезии Римско-католической церкви, которую возглавляет епископ А. Майнек. Фактически данная диецезия занимает второе место после ЗРЦ по охвату этнических прихожан в регионе. Кроме того, динамично создаются и развиваются в местах компактного проживания венгров венгерские приходы Мукачевской греко-католической епархии.

Таким образом, религиозный фактор может использоваться для оказания влияния Будапешта на сознание национального венгерского меньшинства Закарпатья. Для этого могут быть использованы каналы гуманитарной и финансовой помощи, прежде всего, фонды "Католический Каритас", Гражданская организация, "Реформаторская благотворительность" и другие. Стоит добавить, что официальный Будапешт фактически копирует политику Кремля по использованию "национальной церкви" в деструктивной политике по отношению к Украине.

9. Информационная инфраструктура

Информационная инфраструктура занимает важное место в формировании провенгерского сознания жителей Закарпатской области. Правительство Венгрии использует местную информационную платформу для формирования национального сознания зарубежных венгров и мобилизации данной общины для решения важных для Будапешта вопросов.

Сегодня в регионе зарегистрировано около 20 периодических изданий на венгерском языке. Наибольшее влияние имеют газеты "Карпатский объектив" (финансируется ОВКЗ), "Карпаталия" (финансируется за средства венгерского фонда им. Г. Бетлена) и "Карпат игор со игози" (получает финансирование от "Демократического союза венгров Украины").

При этом в ЗОДТРК "Тиса-1" работает редакция венгерских телепередач, а ее журналисты при совместительстве занимают должности корреспондентов центральных венгерских масс-медиа, подготавливая сюжеты, которые зачастую подобны венгерским СМИ.

Важно отметить также факт создания корреспондентского пункта венгерского телеграфного агентства, который может использоваться венгерской стороной для ведения подрывной антиукраинской деятельности в регионе. При чем данная структура фактически работает при Генеральном консульстве Венгрии, имея возможности онлайн трансляции на венгерские телеканалы, обладая для этого и выездными группами.

В целом, ключевую роль в консолидации закарпатских венгров, формировании их сознания и влиянии на ситуацию и процессы в венгерском нацменьшинстве в регионе оказывает акредитированные дипломатические представительства Венгрии – Генеральное консульство Венгрии в г. Ужгород и консульство в г. Берегово.

В рамках данного материала допускается гипотеза о том, что венгерские консульства могут быть использованы официальным Будапештом в роле резидентур, с позиции которых осуществляется разведывательная деятельность, а также происходит вербовка и руководство агентурой с целью оказания влияния на ситуацию в Закарпатской области. Интерес для сотрудников данных учреждений могут представлять лидеры и активисты национально-культурных объединений, депутаты местных органов власти от венгерского нацменьшинства и венгерская интеллигенция.

Параллельно сотрудники венгерских консульств в регионе оказывают влияние на сознание венгров Украины и создают предусловия для реализации автономистских сценариев, лоббируют защиту прав бипатридов, что составляет угрозу национальной безопасности Украины.

Допускается возможность участия работников венгерских дипломатических органов по содействию в саботаже мобилизации и уклонения от призыва этнических венгров. К примеру, общее выполнение плана 6 волн мобилизации в Береговском и Виноградовском районах области составило менее 50 %, из которых венгры составили не более 5 %. Стоит отметить, что при ОВКЗ существовала "горячая линия", при помощи которой венгры могли получать консультации по вопросам уклонения от мобилизации.

Необходимо напомнить, что ранее на официальном сайте венгерского парламента была опубликована информация о том, что на заседании комитета Государственного Собрания Венгрии в июне 2015 года куратор Информационного ведомства (спецслужба Венгрии) от правительства Я. Лазар аргументировал необходимость активизации деятельности спецслужб Венгрии на украинском направлении потребностью руководства государства в разведывательной информации касательно ситуации в Украине в условиях конфликта с РФ и о положении закарпатских венгров. Также он оценил специальные операции, проведенные в Украине венгерскими военной разведкой и контрразведкой, а также гражданской разведкой. По факту отмечается отсутствие попыток замаскировать агрессивное наступление Будапешта в украинском векторе, что подтверждает существование устойчивых угроз национальной безопасности Украины. Подобная позиция венгерского политика фактически упраздняет декларированные лидерами Венгрии заявления относительно продолжения политики добрососедства.

"Стратегия национальной политики Венгрии"

В рамках анализа деструктивной политики Будапешта в отношении Украины актуальным рассматривается обратить внимание на анализ "Стратегии национальной политики Венгрии до 2020 года".

В данном правительственном документе особое внимание уделяется пропаганде идей шовинизма и реваншизма. Главный тезис "Стратегии" - формирование в "Карпатском регионе" "венгерской нации" и лоббирование территориальной автономии для зарубежных венгров. В составлении данного акта принимали участие институт исследования национальной политики, совет венгерской диаспоры, экспертные комиссии MAERT, государственный секретариат Национальной политики, министерство государственного управления и юстиции Венгрии. В указанном документе четко определен круг участников реализации "Стратегии", к которому перечислены, кроме Венгрии, соседние страны и Евросоюз.

Согласно отдельных положений данного акта и анализа деятельности венгерской стороны в Закарпатской области, с 2010 года наблюдается активность венгерских структур в реализации "национальной политики" по следующим направлениям:

- создание единой информационной системы, которая направлена на формирование мировоззрения "нации" и способной мобилизовать венгерское национальное меньшинство по важным вопросам;

- увеличение количества венгерских общин за границей;

- уменьшение роли границ между Венгрией и странами проживания зарубежных венгров как барьеров на пути объединения "нации";

- поддержка создания территориальных автономий венгров.

Фактически венгерское правительство рассматривает в качестве промежуточного этапа формирование в соседних странах органов самоуправления венгров, способных выдвигать автономистские инициативы. В частности, Будапешту уже удалось сформировать в Закарпатском областном совете фракцию депутатов из венгерского меньшинства. В то же время в органы местного самоуправления начали проникать бипатриды, которые могут действовать в интересах правоохранительных органов Венгрии.

Конечной целью реализации данной "Стратегии" является провозглашение автономии территорий компактного проживания венгров.

Согласно общей оценке ситуации в Закарпатской области, необходимо отметить, что основными достижениями Венгрии по реализации своих позиций в регионе считаются:

- фактическая гуманитарно-культурная автономия мест с компактным проживанием венгров в Береговском и Виноградовском районах;

- доминирование венгерского языка в системе образования и прививка венгерской молодежи иммунитета к украинскому гуманитарно-культурному влиянию;

- консолидация общественных организаций венгров в регионе, которые длительное время конкурировали между собой;

- продвижение в органы местного самоуправления подконтрольных депутатов, которые могут использоваться в реализации деструктивных планов венгерских структур;

- привлечение жителей Закарпатья к общественно-политическим процессам в соседнем государстве, увеличение количества "зарубежных соотечественников".

На сегодняшний день официальный Будапешт оценивает шаги по реализации "Стратегии" в Украине более, чем успешные. А приобретенный в Закарпатье опыт планируется рассмотреть в качестве образца с целью его применения уже на территории Румынии, Сербии и Словакии в части проведения выборов в органы местного самоуправления и влияния на социально-политическую ситуацию в данных странах. В частности, отмечается наличие деструктивной политики Будапешта по стимулировании сепаратистских процессов в Секуйском крае и в местах компактного проживания чангошей, а также Воеводине и в Южной Словакии.

Комментарий

В данном материале был проведен общий анализ ситуации, в рамках которого рассмотрены основные элементы деструктивной политики Венгрии в отношении Украины, которые представляют угрозу национальной безопасности украинскому государству. В рамках данного исследования было определено, что основными приоритетами государственных структур соседней Венгрии на территории Закарпатской области Украины являются:

- формирование и легализация псевдоправоохранительных органов, которые в перспективе могут трансформироваться в незаконные вооруженные формирования. В частности, для создания силового блока выделяется финансирование на поддержку "ассоциации венгерских правоохранительных дружин", которые должны сформировать "добровольческие народные отряды";

- "размытие границ" путем развития приграничной инфраструктуры. В данном направлении рассматривается возможность открытия 23 новых МПП. В случае осуществления проектов венгерской стороны по данному направлению станет под сомнение целесообразность существования системы охраны государственной границы как таковой;

- укрепление позиций депутатов от нацменьшинства в облсовете и подготовка к очередным выборам в Верховную раду Украины с целью продвижения в парламент своих независимых от украинских партий представителей.

Предполагается, что в стратегической перспективе основные силы и средства Венгрии будут направлены на развитие и дальнейшую изоляцию венгерского меньшинства с целью формирования благоприятной основы для автономизации Закарпатья. Для достижения этой цели венгерские правительственные институции намерены использовать "агентов влияния" в органах государственной власти и местного самоуправления. В таком случае их деятельность будет направлена на: создание в области административно-территориального образования по национальному признаку через процесс добровольного объединения громад; трансформацию такого объединения в "Притисянский избирательный округ" для консолидации электората и продвижения представителей нацменьшинства в украинский парламент; предоставление "Притисянскому избирательному округу" автономного статуса.

С другой стороны, важно подчеркнуть, что в случае дестабилизации социально-политической ситуации в Украине путем организации искусственного третьего Майдана, в чем активно заинтересованы популистские и пророссийские силы, существует угроза развития сепаратистских процессов на территории Закарпатья. В данном направлении российские и венгерские спецслужбы могут разыграть "венгерско-русинскую карту" для дестабилизации ситуации в данном регионе с последующим образовании на его территории непризнанного квазигосударственного сепаратистского образования по примеру "ЛДНР". Другим сценарием развития событий может выступить аннексия региона совместно с румынской стороной под предлогом обеспечения правопорядка и защиты "зарубежных соотечественников".

Учитывая наличие фактов деструктивной деятельности венгерской стороны на территории Румынии, Сербии и Словакии, Украина должна воспользоваться возможностью установления ситуативных союзов с представителями патриотических и властных кругов указанных государств для формирования совместной стратегии по сдерживанию агрессивной экспансии Будапешта в Трансильвании, Воеводине, Южной Словакии и Закарпатье. Проблема также заключается в том, что в наличии такого рода альянсов будет всячески не заинтересован Кремль, создавая искусственные преграды по объединению усилий Киева, Бухареста, Белграда и Братиславы в реализации превентивных контрмер по сдерживанию экспансионистской политики Будапешта.

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

"Шашлики 2.0": Урядовий квартал утік, а як щодо попереджень для решти? - Зоя Казанжи

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:46

"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...

Аналітики The Financial Times підрахували реальний мобілізаційний резерв України

п’ятниця, 22 листопад 2024, 15:19

Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...