Онучка відомого українського письменника Мар'яна Євтушенко розповіла у інтерв'ю цікаві факти про життя свого талановитого дідуся. Про це повідомляють Патріоти України з посиланням на
"Шестьдесят лет назад перестало биться сердце знаменитого украинского писателя-юмориста.
Миллионам читателей знаком блистательный юмор Остапа Вишни. Родные и близкие называли его Павлом, ведь по паспорту он был Павлом Губенко. Литературный псевдоним — Остап Вишня — взял в 1921 году. И не напрасно. Однажды это спасло ему жизнь.
*Марьяна Евтушенко: «Дедушка был очень добрым человеком. Я помню это, хотя была совсем маленькой» (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Марьяна Леонидовна, Степан Олийнык вспоминал такой случай. Поехали как-то сотрудники популярного сатирического журнала «Перець» в Днепропетровск на читательскую конференцию. После встречи с читателями решили поужинать в только открывшемся ресторане «Ренессанс». Остап Вишня как бы шутя спросил представителя местной администрации: «А что значит это слово — «ренессанс»? Тот понятия не имел, но выкрутился: мол, именно об этом завтра они собираются говорить на совещании. А на следующий день ресторан… переименовали в «Днiпро».
— С именем дедушки связано много бывальщин, — улыбается Марьяна Евтушенко. — Народ шутил, что там, где Остап Вишня, милиции не надо — он везде наведет порядок. Максим Рыльский вспоминал случай, когда колхоз обратился в госучреждение с просьбой прислать к ним агронома, врача и… Остапа Вишню. Люди с далекой периферии, столкнувшись с бюрократической проволочкой, обращались к дедушке — и тут же все налаживалось. Его фельетоны в журнале «Перець» били рекорды популярности. Остап Вишня работал в нем с 1945 года и до самой смерти.
Главным редактором журнала тогда был Федор Макивчук. Он рассказывал, что очень волновался, как сработается с таким «гигантом», как Остап Вишня. И с юмором писал: мол, иной раз с каким-то автором пообщаешься, так потом и произведения его читать не хочется. Но с дедушкой они сработались сразу, понимали друг друга с полуслова.
Макивчук вспоминал, какой творческой сразу стала атмосфера в редакции с приходом Остапа Вишни. Жизнь забурлила! Дедушка был очень доброжелательным человеком, далеким от сплетен и интриг, остроумным и в творчестве, и в жизни. Коллеги его любили. Как-то его спросили о творческих планах, и он шутя ответил: «Хочется мне написать «Анну Каренину», только чтобы она не бросалась под поезд».
*Бюрократы как огня боялись критики Остапа Вишни
— Зная, сколько испытаний выпало на его долю, удивляешься: откуда брал силы для юмора?
— Судьба дедушки действительно была непростой. Десять лет он провел в лагерях и даже был приговорен к смертной казни. От расстрела его спас… литературный псевдоним. Приговор вынесли Остапу Вишне, а такого по документам в лагере не обнаружили.
После всего пережитого дедушка не озлобился на жизнь и людей. Он был благодарен судьбе за то, что выжил. Когда его реабилитировали, моя бабушка Варвара Алексеевна отправила Никите Хрущеву в благодарность семитомник Остапа Вишни.
— Говорят, это была удивительная женщина, красавица-актриса… Добилась возможности отбывать ссылку в лагерях рядом с мужем.
— У них с дедушкой была настоящая любовь. Бабушка обосновалась в маленьком городке возле лагеря. Писала мужу: «Спасибi, Павлусю, що ти менi сьогоднi вночi наснився». А когда в 1934 году переписка прервалась на пять лет, бабушка не переставала верить и ждать… И дождалась.
— Где они познакомились?
— В харьковском драматическом театре, где вместе работали. Остап Вишня заведовал литературной частью. А бабушка, актриса Варвара Маслюченко, только пришедшая в труппу, блистательно играла главную роль в спектакле о Жанне д’Арк. Остап Вишня выразил ей свое восхищение, написал хвалебную рецензию. С этого все началось.
Дедушке было 35 лет, а бабушке — всего 22 года. За год до этого она родила дочь — мою маму. Но с мужем отношения у Варвары Алексеевны не сложились, они расстались. Брак Остапа Вишни, в котором у него родился сын Вячеслав, к моменту знакомства с бабушкой тоже дал трещину. Был у дедушки и еще один сын, Юрий. Как-то в дом к дедушке и бабушке пришел молодой военный лет тридцати и уединился на целый час с дедушкой в его кабинете. Они разговаривали, а потом вышли и дедушка сказал: «Варюша, тiльки не падай — це мiй син Юрiй». Оказалось, что еще до первого брака у деда была любимая девушка, но они потеряли друг друга во время гражданской войны.
— Как же восприняла известие Варвара Алексеевна?
— Мудро. «Слава Богу, Павлуша!» — сказала. Юрий был у нас в доме частым гостем.
— Сколько лет вам было, когда дедушки не стало?
— Три года. Но хорошо помню его. Очень добрый — всегда угощал меня леденцами монпансье из заветной коробочки. Однажды я решила поиграть в парикмахера. Взяла маникюрные ножницы, а дедушка согласился стать моим клиентом.
При дедушке у нас были лучшие времена — мы никогда не обедали в кухне, только в гостиной. Большой круглый стол накрывался белоснежной скатертью. Еда подавалась на подносах. Бабушка готовила очень хорошо. Все у нее было особым. К примеру, вареники с вишней поливала сметанно-вишневым соусом, всегда в сметану добавляла вишневый сок. Таких вареников я нигде больше не ела! А еще она пекла маленькие бульонные пирожочки из слоеного теста с начинкой из мяса. Были они размером с вареничек. И я всегда принимала участие в лепке.
Особые блюда были у нас и на Рождество, на Пасху. Бабушка была горожанка, закончила гимназию и свои блюда называла «панськими». К примеру, в кутью добавляла не пшеницу, а рис. А какие необыкновенные куличи делала из творога! Причем их не нужно было печь. Они представляли собой «горку» из прессованного творога, в который добавлялись сливочное масло, изюм, цукаты, орехи. Все это помещалось под пресс и ставилось в холодильник. Очень вкусно!
— Можно представить…
— Пекла и традиционные куличи. И как украшала! Смазав взбитым белком, посыпала разноцветным пшеном (оно продавалось на базаре) и декорировала розочкой из съедобной мастики. Помещался кулич на кружевную салфеточку, которые умела вязать бабушка. Они до сих пор у нас хранятся. Бабушка была рукодельница. Когда играла в театре, сама шила себе наряды, вязала ажурные перчаточки.
Лагерь разделил их с дедушкой жизнь на «до» и «после». Бабушка на сцену больше не вернулась. Но в один из выходных мы всегда ходили в оперный театр. Сидели в ложе и смотрели «Спящую красавицу», «Лебединое озеро»… Я была влюблена в театр. Уже в четыре года решила, что стану балериной. И когда меня не отдали в балетную школу, переживала это как большую трагедию.
— Какое блюдо было любимым у вашего дедушки?
— Знаете, в лагере он мечтал об одном: если удастся вернуться домой, вдоволь наесться клубники со сметаной и белым хлебом. Но когда возвратился, многое есть ему уже было нельзя из-за язвы. И все-таки дедушка ел и вареники, и котлетки…
А больше всего, думаю, любил бабушкин рождественский постный борщ. Подавался он холодным. Варится обычный борщ с капустой, свеклой, морковью, картошкой, луком. Секрет же в том, что все овощи сначала немного подрумяниваются на сковородке. Обязательно добавляют в кастрюльку несколько предварительно отваренных грибочков и кусочков поджаренной рыбки. Для аромата — две-три черносливины. А когда борщ уже почти готов — несколько кружочков лимона.
Но это не все! Главный секрет в том, что борщ, прежде чем его есть, должен сутки настояться. Вкус и аромат этого блюда — необыкновенные.
— Елку наряжали необычно?
— Она всегда была под потолок, трехметровой. Украшали ее целый день. И это было самой большой радостью моего детства. Несколько новогодних игрушек 1920-х годов у меня до сих пор хранятся — гномик и девочка на качелях. Они из прессованной ваты. Сегодня это уже антиквариат. Каждый год мы с мамой шли в ЦУМ и покупали еще две-три игрушки.
— А дни рождения Остап Вишня как праздновал?
— Дедушка прожил всего 66 лет — по нынешним меркам, немного. Он умер в 1956-м. Последний его юбилей — шестидесятилетие — праздновался в 1949 году. Накануне в своих дневниках он писал: «Якби коли-небудь мене вiтали з якимось ювiлеєм, тепер уже менше як із шестидесятилiтнiм не можна, я б такого листа написав до редакцiї: «Спасибi якнайтеплiше усiм, хто привiтав мене з моїм, на жаль, шестидесятилiттям. Та й довге ж яке слово! Остап Вишня.
Последняя его поездка на охоту была в село Крынки на Херсонщине. Это днепровские плавни… Меня тоже взяли в эту поездку. А через десять дней после нашего возвращения в Киев дедушка умер. Случился сердечный приступ. Произошло все очень неожиданно, хотя и до этого приступы не раз повторялись. Похоронен Остап Вишня на Байковом кладбище.
— Дедушка вам снится?
— Не знаю, почему, но нет. Хотя вспоминаю о нем постоянно. Сейчас вот сижу за его письменным столом. Вот его допотопная смешная настольная лампа — такие показывают в кино о 1930-х годах. В бюро хранится часть дедушкиного архива. А вот его телевизор с линзой — один из первых. К слову, в доме у бабушки и дедушки были и первый холодильник, и первый пылесос… Десять лет, проведенных дедушкой в лагерях, а бабушкой — в съемных каморках с мышами, сказались на их стремлении наладить быт. Бабушка вспоминала, как они с моей, тогда еще маленькой, мамой ходили по улочками городка Ранненбурга на Кольском полуострове и всматривались в светящиеся окна. Заветной мечтой было когда-нибудь обрести свой дом.
— Хорошо бы было создать музей Остап Вишни.
— Вопрос упирается в финансирование. Думаю, сейчас это нереально. Четырехкомнатная квартира на улице Красноармейской (ныне Большая Васильковская. — Авт.), 6 в писательском доме, где жил Остап Вишня, давно уже продана. Семья разрасталась, всем нужно было где-то жить. Литературный архив я передала в Институт литературы Национальной академии наук Украины.
А вообще все детство мое прошло фактически в… музее Остапа Вишни. Две комнаты — дедушкин кабинет и гостиная, которую мы называли «вiтальня», считались «экскурсионными». В них все оставалось, как при дедушкиной жизни. Едва ли не каждый день к нам приходили на экскурсии школьники, неделями работали в «музейных» комнатах аспиранты, научные работники, учителя. Они обычно с нами и обедали — бабушка всегда приглашала их за стол. Помню, как я осторожно, на цыпочках пробиралась в мамину комнату, если мне нужно было что-то спросить или взять.
— У вас в доме так много книг. А какие авторы у Остапа Вишни были любимыми?
— Чехов, Гоголь («Ревизор» которого перевел на украинский язык), Котляревский. Конечно же, нравились Бальзак, Хемингуэй, Ремарк, Марк Твен…
— Какое произведение Остапа Вишни вы любите перечитывать?
— «Мисливськi усмiшки». Когда их читаю, каждый раз смеюсь. Они не устаревают", - пише видання.
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...