"И это логичное решение. Если бы комиссия сконцентрировалась на том, почему причиной обеих катастроф стал разрыв троса, возникли бы неприятные вопросы о том, кто и как готовил «Адмирала Кузнецова» к дальнему походу и участию в боевой операции у сирийских берегов.
Более того, могли возникнуть вопросы о том, насколько способен этот крейсер в такой операции участвовать. Ведь этот корабль был предназначен вовсе не для того, чтобы «проецировать силу» в тысячах километров от родных баз. Предполагалось, что тяжелый авианесущий крейсер будет в арктических водах неподалеку от родных берегов защищать наши стратегические подводные лодки от вражеских авианосных группировок и обеспечивать тем самым пуск ядерных ракет по Америке. Поэтому он и представляет собой гибрид авианосца и крейсера.
Помимо боевых самолетов на «Кузнецове» находятся крылатые ракеты «Гранит», весом в 7 тонн каждая. Ракеты размещены под взлетной палубой. Такая компоновка лишила корабль катапульты. Самолеты вынуждены взлетать только за счет тяги двигателей. В результате истребители не могут полностью загружаться топливом и боеприпасами.
Мало того, при строительстве авианосца предполагалось, что на него будут базироваться самолеты вертикального взлета. Однако с этими истребителями дело не заладилось: в серию они так и не пошли. На «Адмирале Кузнецове» разместили переделанные МиГи и Су. И летчики авиагруппы должны обладать поистине ювелирным мастерством, чтобы приземляться на коротенькую палубу со скоростью свыше 200 километров в час. При каждой посадке происходит удар такой силы, что отслоение сетчатки глаза является профессиональным заболеванием летчиков российской морской авиации. Летать с российского авианосца могут лишь человек тридцать настоящих асов.
И вот одного из них сегодня обвинили в том, что он превысил отклонение по оси посадки истребителя почти на полметра от предельно допустимого (4,7 м вместо 4,2 м). Нет сомнений, что причиной катастроф на «Адмирале Кузнецове» является человеческий фактор. Но речь, разумеется, не о летчике.
Речь о тех, кто принял решение об отправке крейсера к Сирии. Эффективность его невелика. Все его истребители могут совершить не больше 30 боевых вылетов в день. Их вооружение не позволяет наносить серьезные удары по наземным объектам. Однако отправка крейсера позволила министру обороны отрапортовать президенту: впервые в истории «Адмирал Кузнецов» принимает участие в боевых действиях. А обыватель получил возможность наблюдать по телевизору взлеты и посадки наших героических летчиков. Не хуже, чем у американцев, черт побери. Для такого рапорта и такой телекартинки и двух истребителей не жалко. Тем более что их потерю можно свалить на стрелочника, то есть пилота".