Сьогодні на нашій планеті не так багато країн, які здатні досягти економічного росту майже у 8 відсотків. Навіть Китай, і той в минулому році зумів збільшити свій ВВП "тільки" на 6,9 відсотка і в найближчі роки розраховує в кращому випадку залишитися на цьому рівні. Зате на північно-західній околиці Європи є держава з населенням в 4,5 мільйона осіб і територією, що дорівнює російській республіці Татарстан, якій подібний ривок виявився під силу. Як вдалося маленькій Ірландії під час світової фінансової та політичної кризи зробити такий поступ - пише Андрій Гурков для Deutsche Welle. Патріоти України з посиланням на Нескучные новости наводять повний текст статті.
"Знаменательная цифра, затерявшаяся в потоке новостей
Это Ирландия. В 2014 году темпы роста ее экономики составили 5,2 процента, что уже было лучшим результатом во всем Евросоюзе, а в 2015 году они ускорились до 7,8 процента, что в разы больше, чем в большинстве стран ЕС. Причем если в Китае экономическая динамика в прошлом году замедлялась, то в Ирландии она, наоборот, нарастала. В результате выздоровевший "кельтский тигр" обогнал несколько запыхавшегося "китайского дракона".
Ирландским статистикам для обобщения макроэкономических данных по традиции требуется больше времени, чем их коллегам на материке, а потому официальное сообщение про прошлогоднее увеличение ВВП на 7,8 процента пришло из Дублина лишь в середине марта - позднее общеевропейских показателей. В результате эта весьма знаменательная цифра практически затерялась в бурном потоке актуальных мировых новостей.
Жесткая экономия и бизнес-модель доказали свою эффективность
Знаменательна она по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, потому, что всего пять с половиной лет назад Ирландия, где из-за кризиса 2008 года лопнули мыльные пузыри на перегретом рынке недвижимости и в раздутом банковском секторе, была на грани банкротства. Осенью 2010 года она стала второй после Греции страной еврозоны, которая получила экстренную многомиллиардную финансовую помощь от "тройки" кредиторов - Европейского Союза (ЕС), Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Международного валютного фонда (МВФ).
Успешное выздоровление ирландской экономики подтверждает, таким образом, правильность и эффективность той программы жесткой экономии и реформ, на выполнении которой настаивают при выделении денег европейский стабфонд и МВФ. Вслед за Ирландией различные варианты такой программы были реализованы в Португалии, Испании и на Кипре. Желаемого результата она не дала пока только в Греции.
Во-вторых, Ирландия с середины 1990-х до середины 2000-х годов уже была одним из лидеров ЕС по темпам экономического роста, составлявшим в то время на острове в среднем порядка 6 процентов в год. Собственно, именно тогда за некогда нищей страной, из которой, спасаясь от голода, веками шла массовая эмиграция, закрепился эпитет "кельтский тигр" - по аналогии с "азиатскими тиграми", как прозвали Южную Корею, Сингапур, Тайвань и Гонконг за их бурный экономический рост во второй половине 20-го века.
Таким образом, нынешнее возвращение Ирландии к прежней динамике показывает, что эта страна обладает экономической структурой, способной вновь и вновь генерировать высокие и даже сверхвысокие (для развитой страны) темпы роста. Одновременно оно указывает на готовность ирландского общества гибко приспосабливаться к меняющимся условиям и быстро соглашаться на назревшие реформы.
Общество, способное проводить реформы
Яркий пример тому - принятое в 2011 году по требованию "тройки" кредиторов решение о поэтапном повышении пенсионного возраста с 65 до 68 лет. Общество восприняло его на удивление спокойно, никакого взрыва возмущения не было и в помине. "Ирландцы не любят сидеть сложа руки. Они говорят себе: если продолжительность жизни растет, то дольше работать - это совершенно нормально", - объясняет реакцию своих соотечественников ирландский профессор с немецкими корнями Эдгар Моргенрот (Edgar Morgenroth), работающий в Институте экономических и социальных исследований в Дублине (ESRI).
Куда больше недовольства и даже демонстрации протеста вызвало, к примеру, введение платы за использование воды. Но чтобы снизить разрушительно высокий дефицит бюджета, большинство ирландцев согласилось и на куда более болезненные меры: сокращение зарплат бюджетникам, урезание пособий для безработных и на детей, повышение налога на добавленную стоимость. "Такая гибкость была чрезвычайно важна для того, чтобы переломить ситуацию", - подчеркивает профессор Моргенрот.
Однако достигнутое путем жесткой экономии относительное оздоровление государственных финансов в 2011-2013 годы стало лишь предпосылкой для возобновления роста ВВП. Обеспечила же его "хорошо функционировавшая еще до кризиса экономическая модель, способствующая развитию предпринимательства", указывает эксперт ESRI Киран МакКуинн. "Ирландия - очень благоприятная для бизнеса страна", - подтверждает глава Германо-ирландской торгово-промышленной палаты в Дублине Ральф Лиссек (Ralf Lissek).
Страна, где производятся лекарства и разрабатывается софт
Некогда классическая аграрная страна, славившаяся разве что сливочным маслом, пивом и виски, Ирландия после вступления в Евросоюз в 1973 году и крупномасштабной реформы системы образования сумела встать на индустриальные рельсы, сделав упор на наукоемкие производства и высокие технологии. Так, сегодня крупнейшей отраслью ирландской экономики, обеспечивающей почти 60 процентов экспорта, является фармацевтическая промышленность, а одним из важнейших работодателей на острове стала IT-индустрия, прежде всего американская.
В Ирландии производит микрочипы компьютерный гигант Intel, здесь находятся европейские штаб-квартиры Microsoft, Facebook, Google, Twitter, Linkedin, компания Apple уже создала на острове около 5 тысяч рабочих мест, до 2017 года к ним добавятся еще примерно тысяча.
Конкурентные преимущества Зеленого острова - не только очень низкая ставка корпоративного налога в 12,5 процента, которую Дублин сумел отстоять на переговорах с "тройкой" кредиторов. Благоприятному инвестиционному климату способствуют прекрасная транспортная инфраструктура, созданная в значительной мере при финансовой поддержке ЕС, большое количество квалифицированных кадров, низкий уровень коррупции и эффективный госаппарат. А также тот факт, что Ирландия - единственная страна еврозоны, в которой английский язык является государственным.
Удастся ли "кельтскому тигру" в 2016 году вновь обойти "китайского дракона", пока не ясно. Согласно прогнозам, ВВП Зеленого острова может увеличиться приблизительно на 5 процентов. Но это наверняка будет означать, что Ирландия по темпам роста экономики третий год подряд станет лидером всего Евросоюза".
Після серії скандалів навколо МСЕК та інших корумпованих інстанцій стало відомо, що багато хто з прокурорів та інших чиновників настільки знахабніли, що почали «виходити на пенсію», ледь почавши працювати. При цьому вони назначали собі непомірно високі...
Більшість українців, які наразі перебувають у Польщі, приїхали відносно нещодавно. Найбільша частка – 37% – оселилися в країні менш ніж пів року тому. Такі дані опублікували в аналітичному центрі міжнародної агенції з працевлаштування Gremi Personal, п...