"Почему подорожал LPG?" – пише на своїй сторінці в Фейсбук Дмитро Лежанський, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"1. Неупорядоченность рынка. С начала апреля до конца июня цены перманентно падали. Естественно, трейдеры не хотели везти сюда ни тонны газа больше, чем нужно для розницы: за время доставки газа он успевал упасть в цене ниже закупки.
Ситуацию усугубляли разношерстные нелегалы. Приобретая по безналу газ у крупных трейдеров, они сразу же перепродавали его за кэш на 300-500 грн дешевле. Далее следовал ряд «скруткок» с вымываем НДС, продажей наличности в конвертцентры и т.д. В итоге падение приобрело лавинообразный характер, а поставки по импорту стали еще более сдержанными. Ресурсная дыра нарастала.
Удуши власти нелегалов – рынок был бы более прогнозируемым, и кризиса, вероятно, удалось бы избежать. По крайней мере такого острого.
2. Ремонты. В апреле-мае хранилища были забиты под завязку, этот буфер мы «кушали» три месяца. Когда ближе к июлю в резервуарах показалось дно, все бросились восполнять запасы из Беларуси и России, в наших традиционных источниках. Но оказалось, что сразу несколько производств (в частности, несколько заводов «Роснефти», Сургутский ГПЗ, Мозырский НПЗ) стали на плановые ремонты или готовятся к этому.
3. Железнодорожный тупик. И даже тот газ, который удалось купить, застрял на стыковых станциях «Укрзализныци». У монопольного оператора перевозок… закончилось дизтопливо. Вагоны просто не успевают сортироваться и отправляться. То, что раньше ехало 3 дня, сейчас может ехать и неделю, и 10 дней.
По причине колоссальных задержек вагонов вопрос импорта газа из западных стран отвалился сам собой. Никто не хочет ждать 40+ дней, пока приобретенный товар доставят в Украину. Аналогичным образом не представляется возможным оперативно разгрузить суда в порту – вагонов мало, а те, что есть оборачиваются непозволительно долго. А ведь эти поставки могли бы существенно охладить рынок.
Фактор «Укрзализныци» сегодня является не менее влиятельным, чем объективный дефицит ресурса у производителей. К чему могут привести дальнейшие срывы тендеров на поставку дизтоплива в УЗ остается только догадываться.
4. Несостоявшаяся диверсификация. Немного стравить давление могли бы автомобильный импорт газа из западных стран (Польша, Венгрия, Словакия), но нюансы не позволяют реализовать их в полном объеме. Ни поляки, ни белорусы везти сюда газ в своих машинах не хотят – все при делах. А нашим водителям для таких маршрутов работы нужно разрешение на работу, которое оперативно никто не оформит. Да и транспорта снова-таки, для крупных поставок вряд ли хватит. Очевидно, такой кризис простимулирует трейдеров лучше готовиться к поиску альтернативных путей снабжения в будущем.
Это если коротко. Прогнозы?
Очевидно, что цена в рознице уже приблизилась к своему технологическому максимуму – дальнейший рост ставит под сомнение использование автогаза. Думаю, что эта отметка – 18 грн/л. В результате – значительное падение потребления, и чем быстрее оно произойдет, тем быстрее наполнится рынок. С осторожным оптимизмом полагаю, что это произойдет к середине сентября. Ну а дальше – только вниз, к 11-12 грн/л.".
Нагадаємо, у Кабміні вже шукають способи утримати ціни на автогаз.
Економіка України попри війну продовжує зростання. Показник ВВП на душу населення перевищив довоєнний рівень. Про це повідомив заступник міністра економіки України Андрій Телюпа, передають Патріоти України. . За його словами, зростання реального ВВП У...
Шведський економіст та дипломат Андерс Аслунд вважає, що Росія може вичерпати свої ліквідні фінансові резерви до осені 2025 року. Це потенційно може призвести до фінансової кризи, передають Патріоти України. Як пояснює видання MSN, Аслунд зазначає, що ...