Те, що зветься психологічний максимум: Експерт пояснив, чому ціни на автогаз в Україні різко підскочили

Подорожчання зумовлене низкою факторів.

Ілюстрація: i.lb.ua

"Почему подорожал LPG?" – пише на своїй сторінці в Фейсбук Дмитро Лежанський, повідомляють Патріоти України, і продовжує:

"1. Неупорядоченность рынка. С начала апреля до конца июня цены перманентно падали. Естественно, трейдеры не хотели везти сюда ни тонны газа больше, чем нужно для розницы: за время доставки газа он успевал упасть в цене ниже закупки.

Ситуацию усугубляли разношерстные нелегалы. Приобретая по безналу газ у крупных трейдеров, они сразу же перепродавали его за кэш на 300-500 грн дешевле. Далее следовал ряд «скруткок» с вымываем НДС, продажей наличности в конвертцентры и т.д. В итоге падение приобрело лавинообразный характер, а поставки по импорту стали еще более сдержанными. Ресурсная дыра нарастала.

Удуши власти нелегалов – рынок был бы более прогнозируемым, и кризиса, вероятно, удалось бы избежать. По крайней мере такого острого.

2. Ремонты. В апреле-мае хранилища были забиты под завязку, этот буфер мы «кушали» три месяца. Когда ближе к июлю в резервуарах показалось дно, все бросились восполнять запасы из Беларуси и России, в наших традиционных источниках. Но оказалось, что сразу несколько производств (в частности, несколько заводов «Роснефти», Сургутский ГПЗ, Мозырский НПЗ) стали на плановые ремонты или готовятся к этому.

3. Железнодорожный тупик. И даже тот газ, который удалось купить, застрял на стыковых станциях «Укрзализныци». У монопольного оператора перевозок… закончилось дизтопливо. Вагоны просто не успевают сортироваться и отправляться. То, что раньше ехало 3 дня, сейчас может ехать и неделю, и 10 дней.

По причине колоссальных задержек вагонов вопрос импорта газа из западных стран отвалился сам собой. Никто не хочет ждать 40+ дней, пока приобретенный товар доставят в Украину. Аналогичным образом не представляется возможным оперативно разгрузить суда в порту – вагонов мало, а те, что есть оборачиваются непозволительно долго. А ведь эти поставки могли бы существенно охладить рынок.

Фактор «Укрзализныци» сегодня является не менее влиятельным, чем объективный дефицит ресурса у производителей. К чему могут привести дальнейшие срывы тендеров на поставку дизтоплива в УЗ остается только догадываться.

4. Несостоявшаяся диверсификация. Немного стравить давление могли бы автомобильный импорт газа из западных стран (Польша, Венгрия, Словакия), но нюансы не позволяют реализовать их в полном объеме. Ни поляки, ни белорусы везти сюда газ в своих машинах не хотят – все при делах. А нашим водителям для таких маршрутов работы нужно разрешение на работу, которое оперативно никто не оформит. Да и транспорта снова-таки, для крупных поставок вряд ли хватит. Очевидно, такой кризис простимулирует трейдеров лучше готовиться к поиску альтернативных путей снабжения в будущем.

Это если коротко. Прогнозы?

Очевидно, что цена в рознице уже приблизилась к своему технологическому максимуму – дальнейший рост ставит под сомнение использование автогаза. Думаю, что эта отметка – 18 грн/л. В результате – значительное падение потребления, и чем быстрее оно произойдет, тем быстрее наполнится рынок. С осторожным оптимизмом полагаю, что это произойдет к середине сентября. Ну а дальше – только вниз, к 11-12 грн/л.".

Нагадаємо, у Кабміні вже шукають способи утримати ціни на автогаз.

Так санкції ж не працюють? У РФ половина літаків Airbus зупинили польоти через проблеми з двигунами

четвер, 21 листопад 2024, 18:50

У Росії перестав літати кожен другий літак Airbus A320/A321neo : із 66, що знаходяться в розпорядженні російських авіакомпаній, у повітря більше не піднімаються 34, передають Патріоти України з посиланням на російський "Комерсант". Найбільш складна сит...

В Україні мкайже 90% компаній планують підвищити зарплати: Ось на скільки вони зростуть у 2025 році

четвер, 21 листопад 2024, 17:47

У 2024 році 87% компаній-членів Європейської бізнес асоціації (ЄБА) підвищили зарплати своїм працівникам. У 2025 році це планують зробити 88% компаній, передають Патріоти України з посиланням на опитування ЄБА. За даними опитування, 36% компаній планую...