Держдума РФ прийняла в другому читанні закон про злиття Резервного фонду і Фонду національного добробуту. Законопроект, розроблений міністерством фінансів, був гучно анонсований як такий, що знижує залежність федерального бюджету від світових цін на сировину. Так непомітно відбулася одна з найбільш знакових подій останніх років - в контексті російської економіки, природно, - а саме: фінальний демонтаж декорацій "дому добробуту", спорудженого колишнім міністром фінансів Олексієм Кудріним. Так пише для Ділової столиці Олексій Кущ, передають Патріоти України і цитують далі:
"Кудрин занимал свое кресло с мая 2000 г. по сентябрь 2011-го, пока бес красноречия не попутал его заговорить о высоких затратах на оборонку, социальном популизме и зависимости экономики РФ от мировых цен на энергоносители. После этого один из лучших экономистов России последних лет был отправлен в кадровый резерв.
Началось все, как мы уже отметили, с начала нулевых. Именно тогда была сформирована новая стратагема Путина о возрождении величия России, но не на базе реальной военной силы, а на основе некоего русского социального стандарта.
Что-то вроде эпохи раннего и среднего Брежнева, но без дефицита и очередей за импортными сапогами. Анталия и Тагил стали городами-побратимами, а образ русского туриста превратился в устойчивый мем и символ опасности для туристов немецких, умудрившихся приехать в Египет 9 мая...
Норвежская модель
Для достижения этой цели за образец была взята доктрина социального благополучия, внедренная в Норвегии. В этой скандинавской стране показатели нефтяной отрасли составляют до 20% ВВП, а доля нефтяных доходов в структуре государственного бюджета - 45%. В Норвегии в 1990 г. был создан Государственный нефтяной фонд (NGPF), который к настоящему времени аккумулировал более $870 млрд, и доходы от функционирования которого распределяются на персональные счета норвежцев (при рождении на него зачисляется порядка $3 тыс., а к старости может быть накоплено и $100 тыс.). ВВП Норвегии в расчете на душу населения составляет порядка $40 тыс. в год. Базовые социальные потребности 4,5 млн жителей страны удовлетворяются на высочайшем уровне: медицина, образование, уход за пожилыми людьми.Большая часть норвежского нефтяного фонда вложена в акции (60%), часть в финансовые инструменты с фиксированной доходностью, преимущественно облигации (35%) и примерно 5% - в недвижимость.
Принцип этого "капиталистического социализма" достаточно прост: недра принадлежат народу, и доходы от их использования не должны бесследно растворяться в бюджетном котле. А прибыль от использования "ресурсных" накоплений должна распределяться между всеми гражданами поровну. Кроме того, подобные фонды выполняют роль накопителей подкожного жира в тучные годы: в период падения мировых цен на энергоносители эти закрома распечатывают и выравнивают дефицит бюджета.
Русская модель
Кудрин адаптировал доктрину социального благополучия под российские реалии. Без изысков в виде персональных счетов россиян и прочих "благоглупостей". Им была создана достаточно простая система: в госбюджете каждый год определяется уровень нефтегазового дефицита - это разница между расходами бюджета и его доходами (за исключением нефтегазовых). Этот показатель не может превышать 4,7% планового ВВП и финансируется за счет нефтегазового трансферта, то есть налоговых сборов, полученных при добыче нефти и газа. К таким сборам относят две основные группы поступлений: налог на добычу полезных ископаемых и экспортные пошлины. В случае если мировые цены на энергоносители растут и поступления от добычи нефти и природного газа превышают установленный индикатор, излишек доходов не идет на увеличение бюджетных доходов (в профицит), а перечисляется в Резервный фонд, который призван сглаживать колебания нефтегазовых доходов и компенсировать недостаток в период падения мировых цен на углеводороды. Если же цены на нефть и газ выросли настолько, что позволили не только профинансировать нефтегазовый бюджетный трансферт и наполнить кубышку Резервного фонда, но и привели к появлению некоего дополнительного излишка, то эти средства подлежат к перечислению уже в Фонд национального благосостояния, миссия которого не просто покрывать возможные кассовые разрывы (как у Резервного фонда), но обеспечивать будущий рост пенсий и социальных выплат россиян. Таким образом, в России была создана двухуровневая система финансовой стабильности, своего рода двойной буфер ликвидности на случай возможного кризиса.
В западной теории средства Фонда национального благосостояния необходимо размещать на фондовом рынке в высоколиквидные инструменты с инвестиционным рейтингом. Но это на Западе.
В России ФНБ превратился не только в кормушку для олигархов и в дойную корову для финансирования мегалитических инфраструктурных проектов, но и в источник политической коррупции.
Достаточно сказать, что знаменитые $3 млрд "долга Януковича" - это не что иное, как покупка ФНБ украинских государственных еврооблигаций в декабре 2013-го. В период кризиса 2008 г. Фонду разрешили размещать на депозите во Внешэкономбанке до 450 млрд руб. до 2019 г. по ставке 7%. Значительные ресурсы фонда были размещены и в ВТБ. В итоге ресурсы Фонда пошли на финансирование различных проектов сомнительной окупаемости наподобие олимпийских объектов в Сочи.
Такой праздник жизни мог длиться лишь при условии роста цен на углеводороды. Их падение, а тем более длительное, эта система пережить была уже не в силах.За период кризиса цена российской нефти марки Urals сократилась вдвое: с $98 дол в 2014 г. до $51 в первом квартале текущего года. Для наполнения бюджета в условиях обмельчания нефтегазового валютного ручейка почти в два раза на законодательном уровне были внесены существенные изменения: все поступающие от добычи нефти и газа ресурсы направляются в общий котел для дальнейшего перечисления в доходы бюджета. Никакой раздельный учет на нефтегазовый трансферт, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния уже не осуществляется.
Падение мировых цен на нефть в совокупности с системой антироссийских санкций привели к сокращению доходов бюджета от добычи углеводородов и сокращению ликвидности двух буферных фондов.Самый высокий уровень нефтегазовых доходов в структуре госбюджета наблюдался в 2014-м: более половины, или 7,4 трлн руб. из 14,5 трлн руб. бюджетных доходов. В 2017 г. этот показатель, согласно прогнозу, должен снизиться до 38% (4,6 трлн руб. из 12,3 трлн). С одной стороны, наблюдается сокращение зависимости РФ от экспорта нефти и природного газа. Если это и страна-бензоколонка, как когда-то заявил Маккейн, то уже с небольшим огородиком и маленьким кафе для дальнобойщиков. С другой стороны, возможности пополнять запасы резервных фондов уже исчерпаны. Зато есть необходимость их усиленно тратить. Ведь социальная модель государства и его военно-промышленный комплекс формировались, исходя из уровня экономики как минимум в два раза превышающего нынешние макропоказатели.Запасы Резервного фонда на момент его образования в 2008 г. составляли более $120 млрд, а осенью 2008-го даже превышали $140 млрд. Фонд национального благосостояния начал скромнее: с $32 млрд, увеличившись в 2011-м до $94 млрд. На данный момент ресурсы Резервного фонда практически исчерпаны: как и предсказывали аналитики, к концу нынешнего года его запасы должны обнулиться. На июль в Резервном фонде осталось немногим более $16 млрд. Зато Фонд национального благосостояния еще располагает $74 млрд. Учитывая качество его активов, "исчерпаться" ему не дадут: вся его ликвидность будет трансформирована в различные проекты и "инструменты", которые будут иметь внушительный номинальный вид, но лишь на бумаге.
По прогнозам министра финансов Антона Силуанова, нефтегазовые доходы РФ в 2019 г. по отношению к ВВП сократятся с 9,6% (2014 г.) до 5%, в связи с чем страна получит самый бедный по доходам бюджет за последние 20 лет: суммарно через бюджетные поступления будет перераспределено не более 15% ВВП (до кризиса бюджетные доходы РФ достигали 25% ВВП).
О перспективе
Разрабатывая свою энергетическую стратегию, россияне опирались на слишком упрощенную логику: сокращение мировых запасов нефти на фоне возрастающего потребления будет бесконечно толкать цены на нее вверх, а стало быть, у РФ впереди лишь эра процветания и благоденствия. Но каменный век закончился не потому, что закончились камни. Вот и нефтяной век пришел к своему промежуточному итогу не по причине исчерпания мировых запасов углеводородного сырья. Сланцевая революция в США, новые энергосберегающие технологии, замедление роста мировой экономики, увеличение доли возобновляемых источников энергии - вот те компоненты, которые сформировали безрадостное будущее стран, ориентированных на экспорт энергоресурсов.
Теперь пришло время демонтировать здание социального благополучия и в РФ. В отличие от венесуэльских союзников, россияне пытаются делать это осторожно и поступательно.
Хотя от всего "строения" там был возведен лишь слабый фундамент. Старт процессу положил упомянутый закон о слиянии двух фондов. Причем дискуссия при его принятии шла уже не о росте благосостояния рядовых россиян, а о том, куда какой фонд вливать: Резервный в ФНБ или наоборот. Приняли первый вариант под благовидным предлогом защиты будущих пенсий россиян, которые должен был изначально обеспечивать именно Фонд национального благосостояния. На самом деле истинная причина читается между строк: если бы сохранили Резервный фонд, а ФНБ в него влили, то выгоды от этого получил бы только государственный бюджет и бюджетники. Сохранение же ФНБ, с одной стороны, позволит оттянуть момент истины, когда раскроется вся "машинерия" с его активами, а с другой - позволит и далее расходовать его оставшуюся пока ликвидность на покупку лояльности нужных олигархов и финансирование очередных фантасмагорических программ, например, строительство объектов к чемпионату мира по футболу в 2018 г. А в 2019-м, похоже, самой большой проблемой для Путина будет объяснить россиянам, куда растворились их будущие пенсии вместе с призраком национального благосостояния".
В Україні суттєво здешевшала морква. Насьогодні виробники відвантажують її по 15-23 грн/кг, що в середньому на 21% дешевше, ніж тижнем раніше. Основна причина – сезонне збільшення пропозиції на тлі досить стриманого попиту. Відповідно, незабаром ціни н...
Народні депутати ухвалили в першому читанні законопроєкт № 9363 "Про внесення змін до деяких законів України щодо цифровізації виконавчого провадження". "За" проголосував 271 нардеп. Серед норм документа – можливість автоматичного арешту коштів боржник...