Патріоти України пропонують ознайомитись з публікацією ізраїльського російськомовного видання «Детали». Далі мовою оригіналу.
Семьдесят лет назад, в разгар Войны за независимость, Элиягу Рика вызвали в «арабский отдел» ПАЛЬМАХа. Он увидел на столе разложенные карты и аэрофотоснимки бейрутскго порта. Там особо выделялись очертания большого судна. Это была «Игрис», частная яхта, принадлежавшая Гитлеру. «Ее нужно потопить» – таков был приказ.
Рика, которому на тот момент исполнилось 18 лет, репатриировался в Израиль из Дамаска за четыре года до описываемых событий. Из-за характерной внешности и знания арабского языка он служил в спецподразделении, известном также под названием «мистаарвим» (букв., «псевдоарабы»), – секретном подразделении, участвовавшем во всевозможных диверсиях против арабов. Теперь, невзирая на молодость, Рика должен был выполнить самое сложное задание.
«Игрис», сошедшая с немецких стапелей в 1934 году, использовалась Гитлером и другими высокопоставленными нацистскими бонзами, как в частных, так и в государственных целях. Эта яхта была в длину 135 метров. С началом Второй мировой войны «Игрис» превратили в военный корабль, а после разгрома нацистов продали богатому купцу из Ливана. В 1948 году израильская разведка обнаружила это судно, пришвартовавшееся в бейрутском порту.
В ЦАХАЛе опасались, что «Игрис» могут продать Египту, и решили ее затопить.
«Если бы египетский флот действительно пополнился этим судном, наши военно-морские силы вряд ли смогли бы ему противостоять», – признал впоследствии главком ВМФ Израиля, контр-адмирал Шломо Харэль.
Можно только представить себе, какая сложнейшая задача была возложена на Элиягу Рика, которому в этом году исполнилось 88 лет. На встрече в Тель-Авиве он поведал, чем была символична проведенная операция.
«День, выбранный для ее проведения – 29 ноября 1948 года был приурочен к годовщине резолюции ООН, ко дню победы еврейского народа над Гитлером. Но, даже, лежа в могиле, фюрер не хотел соглашаться с существованием Государства Израиль, отправив, словно загробный привет, свою яхту, которая могла причинить вред нашей стране. Я считаю, что удостоился высочайшей привилегии, чтобы выполнить возложенную на меня миссию», – сказал Рика.
Сегодня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что эта миссия была самоубийственной. Рика сам признает, что «намеченная операция представляла собой одну большую опасность, а успех ее осуществления зависел только от большой удачи». Несмотря на свой юный возраст, отсутствие опыта и профессиональной подготовки для морских диверсий, Рика отправили на лодке к «Игрису», чтобы установить там взрывные устройства.
Прежде чем отправить молодого человека на столь рискованное задание, его снабдили фальшивым удостоверением личности израильского араба и придумали ему легенду, по которой он бежал в Бейрут вместе с потоком палестинских беженцев, устремившихся в Ливан после того, как ЦАХАЛ вошел в Хайфу. В вещах, которые были с ним, тщательно запрятали две мины, начиненные пятью килограммами взрывчатки каждая.
В день, выбранный для проведения операции, в хайфском порту Рика поднялся на борт судна, которым командовал Харэль.
«Мы покинули Хайфу и взяли курс на Бейрут, – рассказывал Харэль в интервью для документального проекта «Толдот Исраэль» (он скончался в этом месяце в возрасте 98 лет). – Бедный парень. Он был худой, тонкий и маленький, и маялся морской болезнью в течение нескольких часов, пока мы были в пути».
Когда судно, наконец, подошло к берегам Бейрута, Рика сел в резиновую лодку, которую спустили на воду, и на ней добрался до берега. Чуть позже он присоединился к своим товарищам из секретного подразделения, которые ждали его в городе, а затем довели до исходной точки, где он должен был начать выполнение своей миссии.
«Условия ее выполнения были катастрофическими, если не сказать больше, – вспоминает Рика, – все от начала до конца таило в себе смертельную опасность. Район, в котором стояло судно, освещался прожекторами, так же, как и сам корабль. Меня в любой момент могли заметить». Друзья-«мистаарвим» снабдили его таблетками амфетамина на случай, если силы его покинут, – он должен был вернуться в Израиль в тот же день, а также бутылкой рома, из которой он должен был глотнуть, прежде чем войти в воду.
Бутылка рома выскользнула из рук и разбилась прямо на берегу. Один из механизмов, приводящих в действие мины, сломался. Тем не менее, Рика решил отправиться в путь.
«К счастью, никто не заметил мою странную фигуру в купальном костюме с ластами, в камуфляжной сетке, с минами, прикрепленными к груди», — говорит он.
Рика поплыл к кораблю, который находился примерно в полукилометре от берега. Вдруг, буквально в нескольких метрах от него, прошла рыбацкая лодка. «Я затаил дыхание. Те, кто находился в лодке, каким-то чудом меня не заметили», – вспоминает Рика.
Вначале он оцарапался о морские водоросли, прилипшие к днищу корабля, а затем прикрепил мины, установив таймер, и поспешил обратно к берегу. «Только бы корабль не взорвался, пока я плыву», – молился он. Уже выходя из моря, оглядываясь по сторонам, Рика вдруг заметил двух арабов, идущих по берегу и разговаривающих друг с другом. И снова он затаил дыхание, «но арабы, беседуя, прошли мимо, не обратив на меня внимания» – улыбается Рика.
Он благополучно вернулся в Израиль, но радость возвращения была омрачена тем фактом, что из Ливана не поступило никаких сообщений о взрыве на «Игрисе». Через неделю Рику вновь отправили в Бейрут, чтобы все же уничтожить судно, но в последний момент операцию отменили из-за боязни, что мины, установленные там ранее, могут взорваться, когда он будет устанавливать новые.
Но 17 декабря взрывное устройство все же сработало, едва ли не расколов корабль. Ливанская пресса сообщала, что пламя, охватившее судно, достигло тридцати метров в высоту. В Ливане были те, кто считал, что корабль наткнулся на плавучую мину. Согласно другой версии, в «Игрис» попала торпеда, выпущенная подводной лодкой. Никто не мог даже предположить, что речь идет о диверсии, осуществленной израильтянами. В любом случае, продажа яхты Египту была сорвана.
«Рика осуществил одну из самых дерзких операций в Войне за независимость, не будучи опытным бойцом или офицером морского спецназа», – так считал Харэль. По его словам, «по сравнению с сегодняшними военно-морскими операциями, та операция нисколько не уступает с точки зрения планирования, масштаба и успеха».
Однако сам Рика даже сейчас, спустя семьдесят лет, до сих пор не очень понимает, почему именно его выбрали для выполнения столь сложного задания.
«По-видимому, мои командиры посчитали, что если бы в ходе операции возникли какие-либо проблемы, у меня было бы больше шансов справиться с ними, чем у других людей», – считает он, добавив, что, даже будучи ребенком, в Сирии, он вел себя довольно смело, не боясь стычек со своими арабскими соседями.
После того, как операция с яхтой Гитлера была успешно завершена, Рика выполнял секретные разведывательные миссии в рамках спецподразделения 131 – в Египте, Ливане, Иордании и Европе, а затем работал в Моссаде.
Только в 1965 году ЦАХАЛ рассекретил операцию, в которой принимал участие Рика. «Благодаря дерзкой операции ВМФ Израиля, корабль Гитлера был взорван и поставлен на якорь в порту Бейрута», – сообщили армейские источники газете «Давар», назвавшей эту операцию «одной из самых ярких во время Войны за независимость».
А что же случилось с кораблем?
Несмотря на взрыв, экипажу удалось предотвратить его затопление, впоследствии его отремонтировали и отправили в США. Там, в Нью-Джерси «Игрис» стал туристической достопримечательностью, за знакомство с которой еще и взимали определенную плату.
В начале пятидесятых годов прошлого века «Игрис» демонтировали, а его различные части разошлись по коллекционерам. В частности, гальюн с этой яхты, который в СМИ окрестили «сортиром Гитлера», был снят с судна и помещен в местный гараж для пользования клиентами. Несколько лет назад он снова пересек море, отправившись в Великобританию, где его приобрел человек, коллекционирующий военные реликвии.
В сучасній оселі з'являється все більше техніки, яка суттєво полегшує щоденне прибирання. Очищення поверхонь без використання хімічних засобів стає можливим завдяки пароочиснику. Ефективний у боротьбі з брудом, мікробами та пилом, прилад чудово підходи...
Ремінь газорозподільного механізму (ГРМ) - забезпечує синхронну роботу клапанів і поршнів, контролюючи їхній рух. Якщо ремінь ГРМ виходить з ладу, це часто призводить до серйозних пошкоджень двигуна. У дизельних автомобілях, де двигуни працюють під під...