Разом проти ворога: Туреччина і Україна посилюють дружбу проти фашистської Росії, - Newsweek

Окрім співробітництва між оборонними індустріями країн, військово-морські сили України і Туреччини провели спільні навчання в Чорному морі, щоб відпрацювати спільні дії «відповідно до стандартів НАТО».

Туреччина і Україна посилюють дружбу проти фашистської Росії. Фото: ЕРА.

Втручання Москви в сирійський конфлікт, можливо, дозволило їй досягти своєї мети, яка полягала в зміцненні позицій режиму Асада, в крайньому випадку, на деякий час, в його боротьбі проти різних опозиційних угруповань в рамках громадянської війни, проте воно ускладнило стратегічні позиції Росії в Чорному морі , зіпсувавши відносини з Анкарою. Про це заявив Джон Гербст - директор Євразійського центру імені Діну Патричу Атлантичної ради США, екс-посол США в Україні (з 2003 по 2006 рр), передають Патріоти України з посиланням на Нескучные новости.

"Неоднократные нарушения российскими военными самолетами границ воздушного пространства Турции, крушение российского бомбардировщика, сбитого турецкими ВВС, экономические санкции Кремля и ответные угрозы свели на нет десятилетие успешных попыток Москвы укрепить отношения с Анкарой. Более того, все это подтолкнуло Турцию к началу тесного сотрудничества в области безопасности с Грузией и Украиной.

В период холодной войны Турция была сильным опорным пунктом НАТО на юге в его противостоянии Советском Союзу. Даже в 1990-е годы Анкара продолжала относиться к Москве с подозрением, которое проявилось, к примеру, в ее отказе рассмотреть вопрос о снятии ограничений на размещение обычных вооруженных сил России на юге в то время.

Тем не менее, после отказа Анкары разрешить американским войскам войти в Ирак через территорию Турции в 2003 году Москва увидела в этом удобную возможность и начала тщательно спланированную кампанию по налаживанию отношений с Турцией. Приход к власти президента Реджепа Тайипа Эрдогана и его политика на Ближнем Востоке, которая порой противоречила интересам Вашингтона в этом регионе, стали плодотворной основой для устремлений Путина. Им также способствовали укрепляющиеся экономические отношения между Россией и Турцией, которые заключили контракты на реализацию масштабных строительных проектов и вели переговоры о поставках природного газа в Турцию по «Турецкому потоку».

Выгода для Москвы от укрепления этих связей стала очевидной после незаконной аннексии Крыма Россией весной 2014 года. Анкара всегда поддерживала особые отношения с крымскими татарами, оставшимися там со времен татарского каганата, который правил на этом полуострове под сюзеренитетом Османской империи, пока Москва не захватила его, одержав победу над османами в 18 веке. Те татары, которые вернулись на полуостров в 1990-х годах, после того как Сталин насильно переселил их в Среднюю Азию в период Второй мировой войны, были с тех пор убежденными украинскими патриотами. Татары, которые составляли 13% населения Крыма, выступили против захвата и аннексии полуострова Москвой. В результате лидеру крымских татар Мустафе Джемилеву было запрещено возвращаться в Крым, а татарское сообщество стало жертвой жестких репрессий.

После аннексии Крыма Москвой Запад ввел санкции против российских чиновников и бизнесменов и пригрозил санкциями тем западным предпринимателям, которые поддерживают деловые отношения с ними. Официальная реакция Турции на аннексию была довольно мягкой. Отказавшись признать аннексию и призвав к защите крымских татар, Анкара, тем не менее, решила не критиковать действия Москвы напрямую. Турция не стала вводить санкции против России, а турецкие авиакомпании даже возобновили полеты в Симферополь, столицу Крыма. Десятилетние попытки Путина наладить отношения с Анкарой и в частности с Эрдоганом принесли свои плоды.

Тот факт, что Москва и Анкара преследовали разные цели в Сирии, не стал помехой для российско-турецкого сближения. С начала восстаний в Сирии в 2011 году Кремль решительно поддерживал режим Асада, а Анкара поддерживала турецкие этнические группы на севере Сирии, а затем и различные исламские группировки. Однако военное вмешательство Москвы в сирийский конфликт осенью прошлого года изменило ситуацию, и на то было две причины. Во-первых, Кремль решил продемонстрировать свое пренебрежительное отношение к НАТО, неоднократно нарушив границы воздушного пространства Турции в ходе боевых вылетов российских самолетов. Во-вторых, несмотря на заявления Москвы о намерении воевать с «Исламским государством», большая часть ее военных ударов была направлена против умеренных оппозиционных сил на северо-западе Сирии, в том числе против туркменских группировок.

Российские самолеты нарушали границы воздушного пространства Турции трижды, несмотря на дипломатические жалобы и предупреждения Турции. В четвертый раз, 24 ноября, турецкие ВВС сбили российский бомбардировщик.

Москва поняла, что она переусердствовала, и попыталась преуменьшить значение этого инцидента в своей официальной реакции. Представитель президента России Дмитрий Песков и министр обороны Сергей Шойгу опровергли новости о том, что турки сбили российский боевой самолет. Однако когда Эрдоган заявил о том, что Турция защитила границы своего воздушного пространства, Кремль отреагировал довольно резко, введя экономические санкции, пригрозив ответными военными мерами и отправив ультрасовременные зенитные комплексы и военные самолеты к сирийской границе с Турцией. Москва даже попыталась еще раз спровоцировать Турцию, снова отправив свои самолеты в ее воздушное пространство.

Заявление Путина о достижении поставленных целей в Сирии и частичный вывод российских военных снизил угрозу непосредственного военного конфликта между Турцией и Россией. Учитывая то, что рейтинг Путина остается чрезвычайно высоким, ему не нужно даже разбираться с ноябрьским инцидентом. Однако ущерб уже был нанесен.

Последствия этого инцидента стали очевидными в Черном море. Спустя менее двух месяцев после крушения российского бомбардировщика секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов приехал в Анкару, чтобы обсудить сотрудничество в сфере оборонной индустрии, а спустя несколько недель туда приехал и министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу посетил Киев в начале марта, и вскоре после того президент Украины Петр Порошенко отправился в Анкару с ответным визитом.

Результатом этих визитов стало укрепление украино-турецких отношений в области обороны. Помимо развивающегося сотрудничества между оборонными индустриями этих стран военно-морские силы Украины и Турции провели на прошлой неделе совместные учения в Черном море, чтобы отработать совместные действия «в соответствии со стандартами НАТО». Между тем, Турция продолжает свои попытки согласовать свою политическую деятельность с интересами Грузии и Азербайджана. Все эти страны заинтересованы в том, чтобы помешать Москве следовать ее реваншистским курсом. Неоправданно провокационная политика Москвы в Сирии побудила Турцию играть более активную роль в этом конфликте".

Поспішають, як можуть: Норвегія уточнила, коли передасть Україні всі обіцяні винищувачі F-16

четвер, 15 травень 2025, 23:25

Норвегія завершить поставку обіцяних літаків F-16 Україні протягом 2025 року, заявив міністр оборони країни Туре Сандвік, передають Патріоти України з посиланням на NRK. Він нагадав, що частину літаків Норвегія вже передала Україні. Інші борти надають ...

Відправив до Шойгу: Путін звільнив головкома сухопутних військ

четвер, 15 травень 2025, 23:00

Російський диктатор Володимир Путін звільнив головнокомандувача сухопутних військ армії РФ Олега Салюкова та перевів на іншу посаду. Про це свідчить відповідний указ, передають російські медіа, передають Патріоти України. Новим головнокомандувачем Сухо...