"Сегодняшний митинг украинских оппозиционных сил – если он завершится мирно, без провокаций, ранений и человеческих жертв – может войти в историю как один из первых митингов осуществимых требований", - пише у своєму блозі для lb.ua Віталій Портников, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"Это тот удивительный случай, когда требования оппозиции совпадают с обещаниями власти – и в случае их осуществления проигравших не будет. Правящая коалиция будет утверждать, что выполнила свои обещания, оппозиция – что власть пошла навстречу ее требованиям. Конечно, могут сказать, что цель оппозиции – вовсе не в выполнении ее требований, а в самом митинге, в количестве людей под Радой, а в конечном счете – в досрочных парламентских выборах, которые для ряда политических сил могут стать выборами «последнего шанса», а для поддержавших эти силы общественных активистов – отличной возможностью получить доступ в большую политику, к «настоящим» деньгам и ресурсам, потеснив недавних соратников по Майдану.
Тем не менее, то, что выдвигаются именно такие требования – показатель того, что никто больше не хочет рисковать, обещать украинцам несбыточное, что-то, что в случае осуществления может привести к быстрому и очевидному улучшению социальной ситуации в стране. А поскольку за ближайшие годы – и даже десятилетия – Украина не имеет шансов превратиться не только в Германию, но даже в Польшу, остается предлагать гражданам механизмы, а не социальные подачки прошлого, вроде какой-нибудь тысячи гривен.
Именно поэтому хочется обратиться к механизмам. Самое популярное – и самое понятное для населения требование – это отмена депутатской неприкосновенности. Не случайно президент Петр Порошенко внес закон об отмене неприкосновенности как неотложный именно в день проведения оппозиционного мероприятия. Многолетняя поддержка этого требования населением и многолетние политические обещания на этот счет являются лучшим показателем несостоятельности украинской политической культуры, деградации украинского общества и отсутствия реальных перспектив его реформирования вплоть до осуществления кардинальных структурных реформ, которые заменят общество коррумпированных бедняков обществом честных собственников.
За требованиями отменить депутатскую неприкосновенность скрывается невосприятие депутатов в качестве народных представителей. Так римский плебс гоготал, когда во времена империи по улицам «вечного города» проносили отрубленные головы сенаторов. С одной только разницей – плебс не избирал сенаторов, а заставлявшие сенат выдать их на поругание императоры считались одновременно и народными трибунами – то есть номинальными представителями этого самого плебса.
Отмена закона о неприкосновенности и есть прямая дорога от республики к единовластию римского образца – когда парламент будет просто штамповать спущенные ему «трибуном» законы и отдавать коллег на расправу главе государства и воодушевленной толпе. В сознании украинца он не отвечает за депутатов, за которых голосует – потому что ему этих депутатов «подбирают» партийные вожди, потому что вообще нет доверия к законодательной власти, потому что парламент воспринимается как сборище богатых или шанс разбогатеть. Зато президент, конечно же, воспринимается как избранный лично каждым – вот почему так много ожиданий от его действий.
Проблемы с популярностью Петра Порошенко связаны именно с тем, что существующая система все еще ограничивает – хотя все меньше и меньше – президентские возможности. Но чем больше их будет появляться у главы государства – не этого, так следующего – тем больше шансов для авторитаризма, поддержанного народом.
Закон об отмене неприкосновенности – дорога к такому авторитаризму, пусть даже «венгерского» образца.
Не знаю, нужно ли объяснять, что существующая судебная система до ее реформирования и до изменения психологии участников игры все равно будет оставаться мощным рычагом политического воздействия на конкурентов и несогласных. Но самое важное – отмена неприкосновенности и постоянная возможность превращения из депутата в подсудимого (впрочем, до момента обеспечения полной покорности парламента настоящей власти) - не принесет улучшения жизни. Как и в случае с древним Римом, имущество проигравших будет делиться между победившими аристократами, а не между аплодирующими плебеями.
Следующее требование – тоже вполне логичное и уже в скором времени имеющее шанс быть осуществленным – создание Антикоррупционного суда. Сторонники появления в Украине новой структуры рассчитывают на более эффективную борьбу с коррупцией. И понятно почему: независимый Антикоррупционный суд может куда более эффективно рассматривать дела, предлагаемые новыми антикоррупционными структурами, чем старая судебная система.
Но это – логика безвоздушного пространства. НАБУ в его современном виде – политическое продолжение сил, которые митингуют сегодня под Радой (с коррекцией на консультации с властью, но и оппозиционеры с ней постоянно консультируются, а тот же Михаил Саакашвили еще недавно был главным инструментом президентской администрации в консолидации управления). Антикоррупционный суд может сыграть отведенную ему роль только в том случае, если он, в свою очередь, станет «продолжением» НАБУ. А если не станет? Ведь САП не является продолжением НАБУ, а является конкурентом НАБУ. И Антикоррупционный суд в лучшем случае станет конкурентом НАБУ, а в худшем – его прямым оппонентом и разоблачителем, причем – разоблачителем, облеченным доверием общества. Как же, вы ведь сами хотели, Запад требовал, а теперь вы ему не доверяете!
А главное – суд будет «моложе» НАБУ, а украинцы так любят все новое, нескомпрометированное. Когда сегодня НАБУ обращается в обычные суды, недоброжелатели бюро рассказывают о зависимости судей от НАБУ, а доброжелатели – о зависимости судей от кланов и это позволяет еще какое-то время поддерживать иллюзию эффективности и возможности антикоррупционной борьбы в государстве. Создание Антикоррупционного суда вполне может стать последним гвоздем в гроб этой борьбы. Не то что борьбы с коррупцией не будет – интерес общества к ней упадет. А борьба продолжится – просто новые антикоррупционные структуры окончательно инкорпорируются в старую клановую вертикаль. Благо, теперь можно будет «раскулачивать» даже депутатов, а это значит, что имущество пойдет по кругу и всегда можно будет удовлетворять заинтересованных клиентов.
Наконец, выборы по открытым спискам. Замечательное требование, я всегда был за выборы по открытым спискам, еще тогда, когда никто об этом и не помышлял. Но это потому, что я десятилетиями слежу за европейской политической системой и понимаю, как у них все устроено. У меня есть подозрения, что большая часть моих соотечественников не очень представляет себе, о чем идет речь. Я всегда в этом случае вспоминаю о солдатах, которых декабристы вывели на Сенатскую площадь защищать какую-то Конституцию – а добрые ребята, среди которых было немало выходцев из наших краев, считали, что это имя жены «хорошего царя».
Начну с того, что мы не знаем, какая именно модель голосования по открытым спискам будет избрана, их множество. Но то, что их объединяет – это то, что партия предлагает список, а вы за него голосуете. Голосуете, отбирая тех, кто вам нравится и вычеркивая тех, кто вам не нравится.
И в результате список депутатов выглядит не так, как он был составлен на партийной конференции, а так, как его хотят видеть избиратели той или иной партии.
Но для этого нужно, чтобы украинский избиратель действительно знал, за кого именно он голосует – помимо вождя партии. Чтобы он разделял взгляды тех, за кого голосует – и понимал, чем эти взгляды отличаются во внутрипартийной борьбе. Потому что, представьте себе, в цивилизованном мире нет «демократического централизма», там идет постоянная борьба всех со всеми, в том числе и с вождями. И избиратель ценит политиков за собственное мнение – если оно совпадает с его мнением. А теперь вопрос: за кого проголосует избиратель? Кого он знает, кроме нескольких «говорящих голов» из телевизора? Ведь подавляющее большинство депутатов на эфиры не ходят, интервью не дают – и именно это тихое большинство имеет все шансы переизбраться в любом – подчеркиваю, в любом списке. Кому-то может нравиться или не нравиться Тимошенко, Лещенко, Левочкин, Найем, Семенченко, Парасюк – но кого интересует коллективный депутат Пупкин?
Да, и конечно избиратель в регионе не захочет вычеркивать из списков того, кто пообещает ему построить детскую площадку или больницу. Но, с другой стороны, тот, кто может это построить, после отмены неприкосновенности вряд ли будет заинтересован в мандате – и постарается потратить свои деньги не на детские площадки, а на самих депутатов, превращая фракции в армии наемников – так точно будет эффективнее.
При этом я еще раз подчеркну, что в самой системе выборов по открытым спискам нет ничего плохого – просто она предполагает определенный уровень политической культуры, которого мы рано или поздно достигнем. И тогда эта система сработает.
Когда я работал над этой статьей, то просто набрал требования оппозиции в поисковике. И первая же статья на тему этих требований утверждала, что «среди «кочующих сюжетов» украинских предвыборных побасенок самые распространенные три — снятие депутатской неприкосновенности, улучшение жизни «уже сегодня» и открытые избирательные списки. Эти темы передаются от одного политического поколения к другому, и каждая по мере смелости оратора спекулирует доверчивостью избирателя и недостаточной его осведомленностью по некоторым вопросам».
Но эта статья вовсе не была направлена против сегодняшнего митинга. Она появилась на страницах газеты «День» в апреле 2012 года, еще до Майдана. И лучше, чем что-то еще, показывает, как мало изменилось в украинском политикуме и в гражданском обществе – разве что борьба с коррупцией стала синонимом «улучшения жизни», но и это не внове.
Главное, что не меняется – что к людям все еще относятся как к аквариумным рыбкам, которым нужно бросить корм обещаний. И эти обещания не обязательно пустые – просто никто не хочет честно сказать, что институциональные изменения не предполагают быстрого улучшения жизни, а лишь создают шансы для проявления гражданином инициативы – как в экономической жизни, так и в политике. Что эти институциональные изменения предполагают максимальную ответственность каждого. Потому что именно гражданин избирает власть. Именно его доверие – или недоверие к власти – делает работоспособными или парализованными – институты государства. Именно от уважения – и неуважения - граждан к законам и институциям зависит их собственное будущее.
Если же такого понимания нет, страна неизбежно сталкивается в авторитаризм. Украину уберег от авторитаризма не только свободный дух, но и конкуренция двух политических проектов – условно говоря, прозападного, украинского и пророссийского, малороссийского. После 2014 года малороссийский проект ослаб и не может составлять конкуренции украинскому – по крайней мере, до возвращения оккупированных территорий. Именно поэтому вероятность усиления авторитарного правления в рамках победившего украинского проекта сильна как никогда. Единственное, что является предохранителем от этого проекта – так это Запад. Но Запад не смог помешать появлению Венгрии Орбана, Польши Качиньского, Словакии Фицо – уже в рамках самого Евросоюза.
И против появления авторитарной Украины, в ловушки которой политическая элита новой страны, условно разделяясь на власть и оппозицию, заманивает украинцев, у Запада тоже противоядия нет".
США можуть припинити свою участь у програмі щодо притягнення Росії до відповідальності за воєнні злочини. У Вашингтоні відмовляються називати РФ агресором, передають Патріоти України з посиланням на The Telegraph. За даними видання, США не захотіла на...
Президент Росії Володимир Путін не проти перемовин щодо закінчення війни. Однак він хотів би хотів би, щоб переговори тривали на тлі воєнних дій, масованих обстрілів України та продовження контактів з президентом США Дональдом Трампом. Путіну потрібно,...