"Президент Украины Пётр Порошенко внёс сегодня в парламент законопроект № 7203, суть которого сводится к изменениям в ст. 80 Конституции страны – статьи о «депутатской неприкосновенности». На фоне массовых акций протеста, проблемы с наличием голосов у парламентского большинства, попыток части политических сил инициировать как минимум новые парламентские выборы, это можно называть удачным шагом", - пише для hvylya.net Ігар Тишкевич, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
"Протесты и предложения президента
Сегодняшний день должен был пройти под знаком массовых акций протеста, о своём участии в которых не заявил разве что только ленивый. Каждая из политических сил имеет собственный набор требований и, естественно, собственные тезисы. Есть и нечто общее: на поверхности требования отменить депутатскую неприкосновенность, запустить антикоррупционные суды, изменить избирательное законодательство. В глубине многие организаторы акции тешат себя надеждой на возможный результат в виде как минимум парламентского кризиса с вилкой выхода «переформатирование большинства или новые выборы».
Ситуация, надо отдать должное, не нова — в конце 2015 и 2016 года как по расписанию были попытки созыва различных «майданов». Первый раз раз власть смогла не допустить перерастания местных выборов в очередные внеочередные парламентские и, выпустив пар обсуждением «ритуального жертвоприношения» в виде отставки правительства Яценюка. Ради справедливости стоит отметить, что тот Кабмин действительно ушёл, но не по сценарию Порошенко. Параллельно с этим Порошенко на время умерил политическую активность своего заклятого «друга-олигарха» Игоря Коломойского. В тексте по следам тех событий я отмечал, что оба олигарха, и президент и недавний руководитель ОГА, «понимают, что не имеют ресурсов для политического блицкрига — уничтожения противника», поэтому обе стороны таки снизили градус конфликта к новому году.
Благодаря перечисленному выше, власть в лице президента и изрядно похудевшей коалиции, сумела допетлять до следующей осени, когда по украинской традиции пожухлые листья устремились к земле, а слегка подкрашенные плакаты в руках активных бабушек и героев труда партийных митингов взмыли к небесам. Ситуация была опасной тем, что «жертвенного козла» для громкой отставки уже не было, а оппоненты апеллировали к вечнозелёным тезисам защиты земли от поругания частными собственниками, необходимости больше платить украинцам — всем и сразу. Вот тут президент и премьер испробовали новую для Украины, но старую и хорошо известную практику: «не можешь воспрепятствовать протестам — возглавь их». Кабмин и парламентское большинство поддержали мораторий на продажу сельскохозяйственных земель и волевым решением повысили минимальную заработную плату. Власть, частично переняв риторику популистов, «отжала» их лозунги и как минимум нейтрализовала стремление БЮТ вызвать парламентский кризис.
Подход оказался чрезвычайно удачным и удобным. На осень 2017 заблаговременно была подготовлена так называемая пенсионная реформа. Изменения в законодательство не решали проблемы дефицита Пенсионного фонда, им не предшествовала ни перепись населения ни сверка статистических данных (чтобы точно знать сколько в стране работников и пенсионеров сейчас, сколько их будет завтра), не менялась коренным образом и система пенсионного страхования, не менялся пенсионный возраст (ради справедливости, стоит отметить, что изменения в области учёта трудового стажа частично решают данную задачу). Зато премьер и спикеры от власти с мая месяца подчёркивали, что суть «реформы» — увеличение пенсий. То есть просто так откуда-то должны найтись деньги для раздачи всем и каждому. И это при том, что на 2017 год утверждён дефицит пенсионного фонда в размере 142 млрд. гривен (без учёта увеличения выплат пенсионерам), а сама существующая система может похоронить под собой как реформаторов так и всю страну.
Тем не менее, за пенсионную реформу голоса в парламенте собрали, пенсионеры уже начали получать весьма существенные прибавки к пенсии.
С таким багажом власть подошла к 17.10, на которое была анонсирована едва ли не самая масштабная акция протеста, к организации которых активно подключились и структуры, включая упомянутого выше Игорем Коломойским. Требования в основном политические, и, на первый взгляд, требующие реакции парламентариев. Но вот незадача, тезисы вполне солидарны с тем, что озвучивала власть ранее:
изменение закона о выборах — Порошенко просил Раду сделать это ещё в августе 2014 года
снятие неприкосновенности с депутатов — та же самая ситуация, а Порошенко теперь предлагает сделать это, если они боятся за себя, хотя бы с 2020 года.
остаётся лишь вопрос антикоррупционных судов, но и тут, постаравшись, можно найти подходящую цитату гаранта.
Теперь, если посмотреть на состав митингующих, становится немногого не понятно. На улицах есть символика «Батьквищины», «Самопомощи», заметны внефракционные депутаты. В сумме — достаточно приличная сила, способная дать более 50 голосов. Формально, в сумме с коалицией и возможной поддержкой голосами от групп Ахметова получается даже конституционное большинство. В конце концов, перечисленные темы находят отклик у избирателя и решение по каждому из направлений может добавить популярности той или иной политической силе. Но вот незадача, при всём этом обсуждение перечисленных выше пунктов упирается в вопрос нехватки голосов в сессионном зале. Значит, реальные цели и озвученные лозунги, как говорят в Одессе, таки две большие разницы. В конце концов, одно дело, когда ты голосуешь «среди других», а совсем иное, когда ты не просто голосуешь (что при желании можно сделать быстро), а добиваешься этого в уличной борьбе и на телевизионных эфирах.
На этом фоне президент Украины Пётр Порошенко к началу массовых акций протеста подаёт в Верховную Раду законопроект № 7203, который меняет ситуацию с депутатской неприкосновенностью самым радикальным из обсуждаемых ранее, вариантов — у народных избранников остаётся лишь иммунитет, касающийся голосования и выступления с трибуны, всё остальное уходит в прошлое. В том числе и «согласие ВР на привлечение депутата к ответственности». Единственный компромисс — дата введения в действие новых норм — 1 января 2020 года. Чрезвычайно удачный ход Порошенко, который прекрасно укладывается в логику «не можешь воспрепятствовать — возглавь». В таком формате не хватает лишь пламенного выступление гаранта Конституции с трибуны митинга протеста под стенами Верховной Рады!
Чем удачен данный ход президента
Законопроект 7203 и его дальнейшую судьбу можно рассматривать с оглядкой на прошлогодние инициативы по повышению минимальной заработной платы в стране. И в 2016, и в 2017 году было соответствующее требование протестующих. Власть, выступая с аналогичной инициативой, которая, в некоторых аспектах, ещё более радикальна, чем у её оппонентов, пытается перехватить инициативу. Если помните, год назад, повышение зарплат стало ударом «ниже пояса» в популистской риторике Юлии Тимошенко, которая была вынуждена даже на время прекратить красиво говорить о зарплатах и, лишь собравшись с мыслями, начала вещать про «зарплату в 3200 гривен как обман». После этого тема сколько зарабатывают украинцы перестала быть топовой у спикеров «Батькивщины».
С поправками в Конституцию по депутатской неприкосновенности может случиться аналогичная ситуация. Если за поправку проголосуют, в том числе партии-инициаторы сегодняшних протестов, она вполне может стать законом. Но вот беда: в таком случае все лавры достанутся президенту — это же президентский законопроект. Поднимать рейтинг Порошенко и его именного блока в парламенте нет желания ни у БЮТ, ни у Самопомощи, ни у внефракционных депутатов ни у бывшего владельца «Приватбанка».
Попытки заговорить законопроект, внести изменения в сессионном зале так же не сулят оппонентам власти ничего хорошего. «Президентские» формулировки и так предельно радикальны. Любая инициатива народных избранников по изменению текста фактически будет направлена на сохранение элементов неприкосновенности. Это автоматически даёт власти возможность задавать логичный вопрос: «так кто реально выступает за неприкосновенность — мы или те, кто на громче всех кричит про равенство перед законом?». Единственная поправка, способная перевесить чашу весов и перехватить инициативу — это требовать введения новых норм в действие сейчас и сегодня, а не 1.01.2020. Но на это депутаты явно не пойдут, что делает более реальным третий вариант.
Завал законопроекта в сессионном зале. Для поправок в Конституцию необходимо набрать более 300 голосов народных избранников, что означает солидарное голосование «коалиции», БЮТ, Самопомощи, Радикальной партии и, возможно привлечение голосов, части внефракционных вкупе с депутатами из орбиты Р. Ахметова. Ситуация, которую трудно представить в теперешнем парламенте. Зато провал голосования по неприкосновенности, с одной стороны, сохраняет положение «над законом» для законодателей, с другой, даёт возможность обвинять оппонентов в «провале такого важного изменения в конституцию». Типичный украинский сценарий, но в нашей ситуации он позволяет власти расставить точки над «і», акцентируя внимание на количестве голосов, отданных каждой из фракций и тем самым выставить оппонентов в неприглядном свете.
Все три сценария создают ещё одну прекрасную возможность из перечня сегодняшних желаний организаторов протеста — досрочные выборы. При этом власть в лице БПП (и/или новых проектов имени президента) может надеяться на сохранение своих позиций, используя в агитации несколько ключевых пунктов:
Власть подняла заработные платы украинцам и говорит о готовности работать в этой области дальше. Решив идти на досрочные выборы власть может очередной раз волевым решением поднять минималку в 2-3 раза (предусмотрев, если нет денег, введение нормы в действие «на следующий день после выборов) — значительная часть людей «клюнет», тем более, что в 2016 году реально повышали.
Пенсионеры, наиболее подверженная манипуляциям группа населения, которая наиболее активно голосует, получили существенную прибавку к пенсиям и обещания того, что такой аттракцион невиданной щедрости будет продолжаться регулярно. Это значит, что при выходе на «дорогу выборов» ничто не мешает ещё раз увеличить выплаты. В соседней Беларуси Лукашенко такое практикует регулярно, старички привычно «ведутся».
Безвиз, как бы там ни было, реально работает. И люди понемногу начинают ездить в Европу.
Что касается «неприкосновенности» и борьбы с коррупцией, то эти два вопроса можно будет свести к тезисам «мы снимаем неприкосновенность»/ «оппоненты пытались выхолостить поправками наш закон и защитить коррупционеров»/ «есть люди которые кричат, но не голосуют за правки, позволяющие посадить воров-депутатов» (нужное подчёркивается исходи из судьбы голосования по 7203 и аналогичным законопроектам).
В случае провала голосования президент вообще получает карт-бланш – он может заявить, что сам выступал за снятие неприкосновенности, но теперешний состав ВР, в погоне за личными интересами, наплевал на желание людей. Исходя из социологии (доверие к Раде), такой посыл в любой момент найдёт отклик у избирателя и Порошенко, кроме формального оправдания роспуска парламента, получает и стартовый тезис, дающий его политической силе (силам) пару процентов голосов «в карму».
Таким образом, данный ход Петра Порошенко является весьма продуманным и удачным – он выбивает почву из под ног оппонентов и при любом раскладе усиливает позиции коалиции в парламенте. При этом, в отличие от предыдущих игр в популизм с поднятием заработных плат и пенсий, ничего не стоит налогоплательщикам. Похоже, власть, начинает учиться делать интересные шаги".
США можуть припинити свою участь у програмі щодо притягнення Росії до відповідальності за воєнні злочини. У Вашингтоні відмовляються називати РФ агресором, передають Патріоти України з посиланням на The Telegraph. За даними видання, США не захотіла на...
Президент Росії Володимир Путін не проти перемовин щодо закінчення війни. Однак він хотів би хотів би, щоб переговори тривали на тлі воєнних дій, масованих обстрілів України та продовження контактів з президентом США Дональдом Трампом. Путіну потрібно,...