Оценка того, во что превратился сегодня протест российских дальнобойщиков, зависит от отношения к нему. От того, как что его оцениваешь. Можно воспринимать этот протест как стихийное народное движение, которое должно было вылиться в восстание с достижением заявленных целей вроде блокирования Москвы. Эти цели реализованы не были - дальнобойщики просто стали двумя лагерями. Для тех, кто ждал восстания, это, безусловно, провал.
Я же не склонен видеть в протесте дальнобойщиков - в том виде, в котором мы его имеем сегодня - просто некое стихийное народное движение. По моему глубокому убеждению, у этого протеста есть и причина, и стимул. Люди, которые в нем участвуют, безусловно, мотивированы своими собственными интересами. Но!.. Я не сомневаюсь, что этому протесту дан канал, выход, зеленый свет - причем, дан он с самого верха. В противном случае, его бы просто не было - если бы его блокировали на местах, там, где возникали первые попытки создать колонну или устроить "улитку". .
Я убежден, что дальнобойщики имеют высоких покровителей - возможно, даже не подозревая об этом. Что в их протесте заинтересована часть власти. Если бы не было этой заинтересованности, то сценарий был бы совершенно другим. И поэтому то, что происходит сейчас, а именно то, что протест этот принял несколько другие формы, я не рассматриваю как успех или неуспех. Для меня это - не более чем определенная смена тактики. Не так со стороны самих дальнобойщиков, сколько со стороны тех, кто этим протестом дирижирует, манипулирует.
Кстати, когда я говорю о дирижировании и манипуляциях - я вовсе не подразумеваю какого-то негатива. Наоборот - это хорошо. Потому что если бы не было этих высоких "дирижеров" и "манипуляторов" - не было бы вообще ничего.
Мы сейчас находимся в ситуации, когда единственная надежда на перемены связана с неоднородностью властной верхушки. Если бы властная верхушка была однородной и монолитной - ситуация была бы совершенно безнадежна. Но, к счастью, она не однородна и уж тем более - не монолитна. И я глубоко убежден, что часть российской элиты не заинтересована в том, чтобы Путин оставался у власти и продолжал выбранный курс.
Другой вопрос - что эта незаинтересованность принимает разные формы. Большинство, безусловно, занимает выжидательную позицию и не считает нужным и полезным вести себя протестно.
Но есть и другие -те, кого я назвал бы заговорщиками. И эти заговорщики имеют цель, чрезвычайно похожую на ту, которую ставили перед собой все без исключения имперские элиты - за исключением ближайшего круга императора - перед свержением Николая ІІ.
Тогда все имперские элиты - включая церковь, профессуру высших учебных заведений, армию, высшую буржуазию - вообще все имперские элиты были настроены на свержение царя. И все так или иначе этому содействовали.
Я подозреваю, что очень похожая ситуация складывается у нас в стране и сегодня. Вот только на месте Николая ІІ у нас - Владимир Путин. И его камарилья - самое ближайшее окружение, состоящее из людей, которые, не стань вдруг Путина, становятся просто никем. В лучшем случае. В худшем они превращаются в арестантов.