"Я выжил только потому, что, погибая, мама крикнула мне: "Беги!" ": 15-річний Рувім Штейн - один з тих 29 євреїв, що врятувалися з Бабиного Яру

Сьогодні світ згадує жертв трагедії, що сталася 75 років тому в київському Бабиному Яру.

Нацисти добивають жертв Бабиного Яру. Фото: ua-travel.info.

На території України під час Другої світової війни фашисти знищили майже півтора мільйона євреїв. Це четверта частина всіх жертв Голокосту. В Україні - понад 600 місць масових розстрілів євреїв. І трагедія Бабиного Яру - одна з найнеймовірніших в історії XX століття. Про це йдеться у статті журналістів "Фактів", яку пропонують своїм читачам Патріоти України:

"Гитлеровцы очень тщательно готовились к данной «акции». Провели несколько закрытых совещаний, на которых запланировали уничтожить 150 тысяч человек, оставшихся в оккупированном Киеве. В итоге выбрали особый день. 29 сентября по еврейскому календарю это Судный день — время, когда человек должен держать ответ перед Богом…

В Бабьем Яру выжили 29 человек. Причем 18 из них — это те, кому удалось бежать уже в 1943 году во время восстания заключенных, которых фашисты заставляли сжигать трупы убитых. А 11 человек спаслись непосредственно из оврага или по дороге к нему. В их числе — Рувим Штейн, ему в 1941-м исполнилось 15 лет. К сожалению, несколько лет назад сердце этого сильного человека остановилось. Но Рувим Штейн оставил мемуары, полные страданий.

Воспоминания подростка, видевшего своими глазами то, что, казалось бы, пережить невозможно, записал узник Рувим Штейн. В 1941-м ему было 15 лет.Шаргородского гетто, историк и писатель Борис Забарко. И поделился этими уникальными записями с читателями «ФАКТОВ».

«Оглянитесь вокруг и посмотрите, сколько зелени и свежего воздуха. Все это было и тогда, в тот день 1941 года, который стал последним для евреев Киева, — вспоминал Рувим Штейн. — Среди них большинство многосемейных, не имеющих средств, чтобы эвакуироваться, а также оставшиеся жены и дети тех, кто ушел на фронт. А сколько престарелых, уважаемых людей, а как много детей!

25 сентября после взрывов зданий на Крещатике и прилегающих улицах в городе было введено чрезвычайное положение, начались репрессии. 29 сентября евреям было приказано собраться в районе Лукьяновского кладбища.
Текст объявлений, вывешенных по городу, хорошо известен.

Поток людей с раннего утра хлынул по улицам Артема, Глубочицкой, Мельникова. Как ручейки, стекались еврейские семьи в одну большую реку. Одни говорили, что их определяют в гетто, другие — что их погрузят в эшелоны и отправят в Палестину. Что расстреляют — практически никто не верил. Они не посмеют убить детей, стариков, женщин!

Моя семья, как и все евреи города, собралась в путь. До выхода из дома мне удалось разведать, что евреев собирают и расстреливают. Я уговаривал маму спрятаться, остаться дома, но она отказывалась меня слушать, а шестилетняя сестра только плакала. Мама говорила, что никто не станет расстреливать такое количество беспомощных и невинных людей. Моя семья (мама 38 лет и сестра 6 лет, мне было 15 лет) верила в жизнь. И мы пошли со всеми. Со старыми пожитками, документами и семейными фотографиями мы влились в поток идущих на смерть.

Перед Лукьяновским кладбищем поток остановился. Немцы и полевая жандармерия формировали колонны и группами уводили людей за поворот дороги, а затем еще за один — за кладбище. Таким образом, ожидавшие ничего не видели. Сначала у евреев отнимали документы, вещи и ценности. Тут же бросали паспорта в костер. Снимали с людей одежду, сбрасывая ее на огромную кучу. Раздетых женщин, детей и стариков загоняли в машины с закрытым кузовом и увозили в Бабий Яр на расстрел. Что творилось в этом месте, трудно описать: истерики и ужас, просьбы матерей о пощаде детям. Многие теряли сознание.

Нас согнали на огромную поляну перед Яром. Там стояли столы, как в клубе в президиуме. За каждым были офицер, солдат и переводчик. У нас забрали паспорта и метрики — их, не регистрируя, швырнули в костер. Тут мама и осознала, что мы теперь — не люди, мы не существуем. Она четко знала правило: нет бумажки — нет человека. Мама с сестрой стали вырываться и кричать, но их все равно увезли в душегубке. Последнее, что я услышал, — мамин крик: „Беги“…

Меня схватили за шиворот и — в строй, где были мужчины, подростки и старики, которые могли идти. В группу из 100—150 человек. И мы колонной пошли пешком к Бабьему Яру…

С первых шагов пути я стал искать возможность сбежать из колонны. Но как? Колонну конвоировали вооруженные гитлеровцы. Когда до Яра осталось не более 300 метров — крики и выстрелы уже были слышны, я незаметно выскочил из колонны в кювет, пролез в водосточную трубу под шоссейной дорогой и залег. Не знаю, как мне удалось заскочить в нее, потому что выбраться оттуда я не мог долго: был худой, но труба и вовсе узкая. Просидел в ней до глухого вечера, все ждал, когда перестанут идти колонны с конвоирами. Боялся собак: вдруг меня учуют и разроют. Но, наверное, им хватало других человеческих запахов…

Когда колонны стали проходить реже, вылез на противоположную сторону дороги и через старое кладбище и огороды вышел на окраину города, а ночью проник к себе домой. Целую неделю я не выходил из квартиры и только после того как услышал, что кто-то пытается снаружи открыть дверь, со второго этажа через балкон спустился по водосточной трубе и убежал. И больше домой не возвращался.

Пока погода позволяла, ночевал где попало — среди развалин, на чердаках, в сараях. Но когда пришли холода, нужно было искать тепло и пищу. Воровать я так и не научился — мама не велела. Выкапывал на забытых огородах картошку и пытался ею торговать. Там, на рынке, меня и увидела мама моих друзей по школе. И забрала к себе. Мария спрятала меня в пещере, вырытой поблизости в горе. Пещера служила бомбоубежищем. И все же, чтобы не подвергать риску добрых людей, я решил уйти от них в ноябре и искать партизанский отряд. Мне повезло — отец одного из моих друзей-украинцев был директором школы и достал мне из личного дела свидетельство о рождении на имя Владимира Медведенко. Но и этого было недостаточно для того, чтобы сбежать из города. Мне предстояло пройти КПП, а пропуск выдавали только тем, кто работает. Что ж, я устроился на товарной станции убирать мусор. Через две недели получил „аусвайс“ с немецкой печатью и сразу покинул Киев.

Около пяти месяцев я шел. Прошел около 600 километров. Ночевал то в теплой избе, если пускали погреться, то в стогу соломы, то в холодном хлеву. Комендатура, разумеется, запрещала укрывать у себя евреев. И хотя документы у меня были в порядке, всегда оставался риск, что проверят по религиозно-медицинскому признаку. А тогда — сразу расстрел. Но украинцы в основном помогали — кто едой, кто обувкой. Многие приглашали остаться на зиму у них в деревне, но я боялся и шел вперед. Пока однажды в лютую метель обессиленный не замерз в глубоком снежном сугробе…

Очнулся в избе бригадира колхоза — он нашел и подобрал меня в пургу, отогрел, накормил и вылечил от обморожения. Через неделю я уже ходил. Стал работать истопником в местном колхозе в Брянской области. А потом меня приютила Агафия — мать четырех девочек от двух до одиннадцати лет. Ее муж был на фронте. Она научила меня пахать и сеять, косить и плотничать, крыть крышу и плести лапти, выделывать овчины и пасти лошадей. Я жил у нее и помогал ей около двух лет. И это было время постоянной тревоги за себя и за семью, которая меня укрывает.

В августе 1943 года Советская Армия освободила наше село. Я добровольно ушел на фронт, но мне не повезло — особый отдел „СМЕРШа“ вернул меня обратно до следующего призыва. Мне было семнадцать. Летом 1944 я участвовал в боях за освобождение Прибалтики, но был тяжело ранен под городом Тукумса. И опять повезло — меня подобрали в окопе санитары, удалили из головы осколки, вернули к жизни. После чего я был отправлен на Дальний Восток строить железнодорожную ветку через перевал. А в 1947 году меня демобилизовали. Единственные родные мне люди жили в Баку — это были родственники матери. К ним я и уехал.

Устроился на работу на завод, учился в вечерней школе, поступил в Азербайджанский институт физкультуры. И решил посвятить себя преподавательской работе с детьми. Хотелось передать им, маленьким, веру в себя и в добро. Помочь им воспитывать силу воли и уважение к другим людям. Я перевелся в Киев и стал учителем физкультуры, проработав 53 года.

Прошло много десятилетий со дня страшной трагедии в Бабьем Яру, но все эти годы меня преследуют сны, от которых просыпаюсь в холодном поту. Снятся те, кто преследовал. Те, кто помог мне выжить и спастись. Я в неоплатном долгу перед этими людьми — праведниками народов мира и Бабьего Яра. А еще — снится мама. И ее последнее „Беги!“ как приказ, которого невозможно ослушаться…»

Чего еще, кроме точного количества погибших, мы не знаем о происходившем в Бабьем Яру в военное время? С этим вопросом «ФАКТЫ» обратились к историку Феликсу Левитасу, автору книги «Бабий Яр. Судьбы и память», увидевшей свет несколько дней назад.

— На сегодняшний день нет документов, дающих четкий ответ, какую роль играли в Киеве и Бабьем Яру городские полицейские батальоны, — говорит Феликс Львович. — Они все-таки только помогали немцам или и сами расстреливали? Очевидцы, с которыми мне довелось общаться, рассказывали, что полицейские выполняли вспомогательные функции — охраняли и гнали людей. Тогда как казнями занимались айнзацгруппы СС. Вместе с тем в Израиле есть свидетельства, что полицаи и расстреливали тоже. В любом случае, полицаи были беспощадно жестокими…

— Почему полицаи, куда записывали местных, так рьяно служили нацистам?

— Причин тому много. Некоторых немцы вербовали в концлагерях, говорили им: «Хочешь выжить? Сотрудничай с нами!» Встречались среди полицаев и те, кто в свое время был раскулачен советской властью, но не посажен в тюрьму. Такие ненавидели прежнюю власть и готовы были служить оккупационной. Я находил документы разведки ОУН по восточной Украине, где анализировалось, кто в годы войны шел в полицию. В них говорится, что это в основной своей массе — преступники, рецидивисты, люмпены, которые хотели ощутить свою силу и власть.

— Вы пишете, что место расстрелов — Бабий Яр — немцам подсказал тогдашний бургомистр…

— Активное участие в нацистской оккупационной политике сыграла киевская управа (орган управления городом), которую 21 сентября 1941 года возглавил историк Александр Оглоблин. По мнению историка Михаила Коваля, именно киевский бургомистр (городской голова) и его окружение составляли списки для казни киевских евреев. И место для массовых казней — Бабий Яр — с высокой долей вероятности немцам подсказал Оглоблин. Он всячески угождал немцам. И фашисты Оглоблина, кстати, так и не расстреляли. Дали сбежать в США.

— Одним из способов влияния на настроения киевлян стал слух, пущенный по городу немцами: дескать, Крещатик взорвали евреи. Было такое?

— 20 сентября Киев содрогнулся от страшного взрыва — взлетела на воздух городская цитадель. А потом в центре взорвалась гостиница, в которой немецкие офицеры праздновали взятие города. 24-го сентября столицу качнуло от новых взрывов. Центр горел и был весь в дыму, началась паника, пока немцы не обнаружили тайники со взрывчаткой, предназначенной для радиоуправляемой атаки. То есть Крещатик взорвали не фашисты, как нас учили в школе, — это было дело рук диверсионных групп НКВД: тактика выжженной земли. И никто не интересовался, сколько киевлян погибло в те дни…

— Кроме нацистов и местной полиции, на евреев охотились еще и дворники. Зачем им это было нужно?

— Киевская управа приказала домоуправляющим держать еврейский вопрос на контроле, у всех подозрительных проверять документы, а если документы в порядке, но подозрения все равно остаются, проверять людей по медицинско-религиозному признаку. То есть любой дворник имел право снять штаны с мужчины своего двора и выяснить, обрезан ли он. Предупреждалось, что если дворники не сообщат о нахождении в домах евреев, они будут расстреляны. Еще с довоенных времен уборщики были осведомителями НКВД, поскольку знали всех обитателей «ввереной» им территории. Увы, дворники сыграли очень печальную роль в истории киевского Холокоста — именно они вытолкали из квартир и погнали на смерть многих из тех, кто в назначенный день из домов по собственной воле не вышел. Расстрелы евреев в Киеве ведь начались не 29 сентября, а на неделю раньше. А длились аж до конца октября. Так вот в октябре расстреливали как раз тех киевлян, которых сдавали дворники.

— Благодаря чему некоторым евреям удалось спастись?

— Если говорить о тех, кто выбрался из Бабьего Яра, то это воля случая и сила характера, борьба за жизнь. Но и это бы не помогло, если бы не украинцы, которые, рискуя собой и своими семьями, укрывали несчастных и гонимых.

Долгие годы мы очень мало знали об этих людях. Судя по документам КГБ, доступ к которым СБУ открыла совсем недавно, борьба с памятью о Бабьем Яре велась беспощадно.

В нашей стране более двух с половиной тысяч Праведников мира (звание дает комитет Яд Вашем) и четыре с половиной тысячи Праведников Бабьего Яра (звание ввел Еврейский совет Украины). По моему мнению, Украина хоть официально и занимает в мире третье место по количеству Праведников, но реально она — на первом. В Украине, например, есть единственное в мире село — Праведник мира. Жители Яруги в Винницкой области во время Холокоста основали комитет спасения. Еврейские семьи прикреплялись к украинским, которые в дни облав и отправок в лагеря прятали своих подопечных. В итоге в Яруге благодаря солидарности украинцев не погиб ни один еврей…

У Швейцарії хочуть, щоб українські біженці працювали, але є нюанс

п’ятниця, 19 квітень 2024, 14:56

Очікується, що українські біженці у Швейцарії братимуть участь у соціальному житті країни, інтегруватимуться та знайдуть роботу. Але працевлаштуватися для багатьох з них нелегко. Лише трохи менше від 23 відсотків біженців з України зараз працюють. Феде...

Воєнні злочини тривають: У Криму росіяни влаштували облаву та мобілізували мусульман під час Ураза-байрам

п’ятниця, 19 квітень 2024, 14:30

Російські терористи у тимчасово окупованому Криму мобілізували місцевих мусульман під час Ураза-байрам. Про це у Telegram-каналі пише рух спротиву "Атеш", передають Патріоти України. За інформацією партизан, росіяни провели масову облаву на місцеве на...