Патріоти України пропонують ознайомитись з матеріалом, котрий підготувала Віолетта Киртока для видання Цензор.НЕТ. Далі мовою оригіналу.
Огромный промышленный ангар. Заходишь в его двери, и реальность преломляется. Битые стекла, огромное табло прилетов-отлетов, оранжевые стойки регистрации, традиционные для аэропортов металлические сиденья, эскалаторы. И все это в дыму, из которого на тебя выходят люди в камуфляже, с оружием, лица многих окровавлены.
Полный кавалер ордена "За мужество", десантник 79-й бригады Павел Чайка, дважды воевавший в Донецком аэропорту, увидев все это, примолк. Несколько минут он ходил по съемочной площадке фильма "Киборги", не произнося ни слова, рассматривая багажную ленту, лестничные пролеты... Было ощущение, что он снова вернулся туда, в Донецкий аэропорт, где в общей сложности провел две недели. Потом Павел обернулся, посмотрел на свою юную жену Вику, с которой вместе приехал на площадку по приглашению режиссера фильма Ахтема Сеитаблаева, понял, что находится под Киевом и война здесь - всего лишь имитация, и начал сравнивать, вспоминать, рассказывать.
Павел Чайка, десантник 79-й бригады, полный кавалер ордена "За мужество", дважды заходивший в Донецкий аэропорт, с женой Викторией побывал на площадке фильма "Киборги" и познакомился с его режиссером Ахтемом Сеитаблаевым
- Для нашей съемочной группы такие визиты бойцов, прошедших ад Донецкого аэропорта, очень важны и дороги, - говорит Ахтем. - Понятно, что мы не сможем показать в двухчасовом фильме события 242 дней. Работая над сценарием, мы с драматургом Натальей Ворожбит оговорили, что покажем момент зарождения киборгов - бойцов, которые готовы были держать несуществующие стены, простреливаемые позиции, терпевшие невыносимый холод и отсутствие малейших бытовых условий. Причем пятеро главных героев - это тоже собирательные образы. Среди них есть представитель Вооруженных сил, добровольческого подразделения, юный патриот, взрослый боец, не усидевший на диване перед телевизором. Так же было и в терминале: там встречались самые разные люди, для которых защита родины стала делом чести.
В день, когда мы побывали на площадке, работали пиротехники и снимались сцены столкновений с боевиками. Выстрелы, взрывы - все выглядело очень натурально. А на мониторе кадры будущего фильма кажутся и вовсе хроникой, которую снимали в аэропорту сами бойцы. Правда, как правило, они пользовались мобильными телефонами, и кадры немного размыты, расфокусированы. А здесь все четко, без дрожания.
После очередной снятой сцены Ахтем спрашивает Павла Чайку: "Похоже на то, что происходило в аэропорту?" "Очень похоже", - отвечает десантник, немного удивляясь тому, что это вообще возможно.
"В массовых сценах с применением стрелкового оружия не обойтись без помощи воинских подразделений"
- Первый съемочный день был 9 февраля, - говорит Ахтем Сеитаблаев. - На данный момент я доволен тем, как все идет. На площадке удалось собрать отличную команду. У нас отличные актеры, операторы, пиротехники. Я первый раз работаю с оператором-постановщиком Юрием Королем. Зрителям он известен по фильму "Незламна", вскоре должна выйти лента "Сторожевая башня". Он снял много клипов. И мне очень нравится с ним сотрудничать. Это высокий уровень профессионализма, погружение в материал и постоянная работа над кадром. И так я могу сказать о каждом члене команды. Чрезвычайно важно для нас еще и то, что консультантами, на основании бесед с которыми и написала сценарий Наталка Ворожбит, являются те самые люди, которых стали называть "киборгами". Некоторые из них присутствуют на съемочной площадке практически постоянно. Это Кирилл Недря.
- Это вас не отвлекает? Ребята же бродят, все рассматривают, задают вопросы...
- Ну что ты. Такие гости ведут себя очень тактично, понимая, что идет процесс, иногда нужно подождать, отойти в другое место. В первый день к нам приезжал вице-премьер Вячеслав Кириленко и Ильенко. Перед вашим визитом у нас был глава Нацсовета Юрий Артеменко с коллегами. На днях посетил нас Андрей Шараскин ("Богема"). Были богатырь Василий Вирастюк и музыкант, большой друг воюющих ребят Алексей Мочанов. Это многого стоит, когда приезжают понаблюдать за твоей работой, причем без принуждения, а с огромным интересом. Значит, то, что мы делаем, важно, этому сопереживают и пытаются помочь. В первую очередь мы заинтересованы в поддержке Министерства обороны. Нам же необходимо снимать тяжелую технику - БТРы, танки. В массовых сценах с применением стрелкового оружия не обойтись без помощи воинских подразделений. Сейчас ведем об этом переговоры.
- Как подбирали актеров?
- Главных ролей у нас пять. Мы объявили открытый кастинг. Около 150 актеров со всей Украины прошли пробы.
- То есть никого из тебе известных артистов ты не видел в своей ленте?
- Изначально знал только про одного актера, что он точно годится на роль "Мажора". Это совсем молодой актер Макар Тихомиров. Я его знаю с рождения, потому что его родители мои очень хорошие приятели. С мамой мы работаем в Театре на левом берегу. Еще будучи ребенком, Макар снимался в моем фильме "Чемпионы из подворотни". А когда я увидел его в сериале "Водилы", понял, что парень вырос, набрал актерского мясца. Сейчас он учится на третьем курсе в Театральном институте имени Карпенко-Карого у Дмитрия Михайловича Богомазова. Так что с "Мажором" сразу сложилось понимание. И мы не ошиблись. На роли других героев мы приглашали как совершенно неизвестных, так и опытных актеров. У кого-то за плечами работа в сериалах, кто-то снялся в лентах, которые скоро выйдут в прокат. Надеюсь, наш фильм сделает актеров узнаваемыми и любимыми. Есть у нас и актер, который воевал. Роль комбата исполняет Роман Семисал, отслуживший два года в зоне АТО. Надеюсь, некоторые из ребят-"киборгов" окажут нам честь и снимутся в эпизодах. Мы активно им предлагаем, но не все соглашаются. Это еще раз говорит об их природной скромности.
"В фильме будет любовная линия, построенная на SMS"
- Какой бюджет фильма?
- Более 40 миллионов гривен. Половину выделило Госкино, за что я им очень признателен. Также проект поддержал мобильный оператор "Киевстар". Причем мы обращались ко всем операторам, потому что мобильная связь - это практически еще один герой нашего фильма. "Киборги" прекрасно знают, как важна была связь с внешним миром, с родными, между собой. Даже если бы мы не получили поддержку оператора, связь бы все равно оставалась. У нас даже есть любовная линия, построенная именно на SMS. Я очень благодарен, что "Киевстар" присоединился к нашему фильму.
- Насколько мотивированы актеры, что для них значит участие в этом фильме?
- Не погрешу против истины, если скажу, что очень мотивированы. Исполнитель роли "Гида" Роман Ясиновский не мог приехать на пробы, так как снимался в другой ленте. Но он так хотел участвовать в нашем проекте, что записал видео, переслал его нам. И заинтересовал меня как режиссера очень сильно. Мы дождались, пока он отснимется, встретились, и он убедил нас, что является именно тем актером, который должен играть эту роль. Во время проб для "Киборгов" открыл для себя столько новых актеров! У нас чрезвычайно талантливая страна. Любой режиссер боится брать человека, который нигде не снимался, не играл. Но я увидел прекрасных актеров без этого опыта, которых, надеюсь, привлеку к своим проектам в будущем. Огромная проблема наших артистов была в том, что до войны у нас снималось множество российских фильмов и сериалов. В них задействовали украинцев, но главные роли отдавали россиянам. И опыта работы в главных ролях у наших или вообще не было, или было чрезвычайно мало. А это другой уровень ответственности, другое ощущение: ты впереди. На это тоже нужно иметь смелость. И благодаря нашим пробам я убедился, насколько талантливы у нас люди. А по тому, как горят глаза у тех, кто снимается сейчас в "Киборгах", по тому, как они приходят раньше на площадку, как донимают Кирилла Недрю и пришедших в гости бойцов, выуживая важную для себя информацию, понимаю, как для них самих важно сыграть очень точно, верно, не промахнуться. Одного из прототипов нашего "Мажора" - бойца с позывным Вогнык из 5-го батальона тогдашнего "Правого сектора" - я связал по телефону с актером. После этого отзвонились и один, и второй. Оба сказали, что такого удовольствия от общения еще не получали.
"У меня такое ощущение, что у каждого члена съемочной группы свой внутренний долг по отношению к тем людям, о которых мы снимаем фильм"
- Форма на актерах сидит так, будто они в ней давно воюют. И если их в таком виде отправить на фронт, они не будут отличаться от бойцов. Камуфляж, "горку", "мультикам" - вы все это взяли у отвоевавших ребят и подогнали под актеров? - Это все заслуга нашей любимой золотой Надежды Кудрявцевой, - улыбается Ахтем. - С этим замечательным художником по костюмам я работал и над "Хайтармой". Там она одевала полторы тысячи человек. И я видел, как ночью, разложив на площади в Бахчисарае костюмы, эта прекрасная женщина сама вручную их фактурит: старит, мнет, рвет. Чтобы придать военным костюмам нужный вид, Надя может таскать куртки по полу, тереть кирпичами, топтаться по одежде. Она перфекционист, добивается нужного ей результата. Кстати, наши костюмы от сцены к сцене выглядят все хуже. Это тоже придает достоверность фильму.
В чем режиссерское счастье? В том, что, глядя в кадр, ты понимаешь, насколько слаженно, педантично, ответственно подходят твои подразделения к работе - гриму, оружию, звуку, свету. У меня такое ощущение, что у каждого члена съемочной группы свой внутренний долг по отношению к тем людям, о которых мы снимаем фильм. Каждый старается сделать больше, чем от него требуется. И никто не говорит "это не моя парафия", если просят помочь. Все работают на результат. А от того, какая атмосфера на площадке, зависит и желание приходить сюда, появляется кураж.
- Когда ты сам стоишь у этих воссозданных эскалаторов, возле битых стекол, нет ощущения, что находишься там?
- Я слукавлю, если отвечу, что есть. Мне не довелось бывать в Донецке и видеть аэропорт имени Сергея Прокофьева своими глазами. Я рассматривал взлетку, когда мы снимали программу о танкисте Евгении Межевикине, позывной - Адам, находясь в Опытном. Но я отдаю себе отчет в том, что мы максимально приближаемся к тому, что там было. Чтобы никого не обидеть, мы не акцентируемся на подразделениях, которые там воевали. Но в конце обязательно назовем их все, чтобы отдать дань уважения и памяти.
Я бы очень хотел, чтоб зрители сразу понимали: наш фильм не о войне. Он о зарождающемся мире внутри этой войны. Поэтому герои много рассуждают, говорят о том, зачем они здесь, какую страну хотят построить, готов ли каждый из них участвовать в строительстве того государства, в котором будут жить его дети. А я верю, что обязательно еще побываю в Донецке. И, конечно же, вернусь в родной Крым.
- Так, нам обязательно нужно использовать этот момент в фильме, - Ахтем просит помощника найти нужный бокал. - Это будет здорово.
Демонстративний запуск росіянами балістичного носія ядерної зброї по Україні, відповідні попередження посольства США напередодні, повернення ядерної риторики у марення кремлівських безумців, – викликають в памʼяті суспільствознавчі студії. Текст трохи ...
У Штутгарті 200 автомобілістів опинилися заблокованими на підземному паркінгу через збій системи пожежної сигналізації, повідомляють Патріоти України з посиланням на Bild. Причиною несподіваної аварії став голубиний послід, що спричинив коротке замикан...