"Сегодняшние события в Украине целесообразно называть революцией. Меняются отношения в обществе, структура элиты, система существующих институтов. И эта революция продлится, вероятно, вплоть до 2030 года и даже дольше", - пише у своєму блозі на Новому часі Олександр Пасхавер, повідомляють Патріоти України, і продовжує:
В период революции общество, как правило, фрагментировано. Единства нет. Главный конфликт разворачивается между олигархическим и постиндустриальным (так называемым креативным) классами. Причем олигархическая составляющая общества не сводится к 10 % самых богатых украинцев. Это сотни тысяч людей от низших слоев до верхушки руководства страны, монополизирующих свои полномочия и получающих вместе с партнерами коррупционную ренту.
Сейчас олигархический класс является доминирующим. Таков пейзаж страны, ее социальная ткань. По этой же причине нам так сложно бороться с коррупцией. Вся политическая элита, весь бюрократический класс и правоохранительные органы отобраны под эту социальную ткань для обслуживания олигархического слоя. И силы, способной противостоять ему, до сих пор не было.
Но за последние 25 лет в условиях социальных и технологических изменений возник влиятельный и активный класс населения, который можно назвать постиндустриальным. В стране всегда есть те, для кого свобода, ответственность, сотрудничество и в целом ценности европейского модерна являются основой существования. Для украинского же нового постиндустриального класса свобода является не просто ценностью, а условием их реализации.
Почему этот класс постиндустриальный? Появился целый ряд отраслей, где высоко ценятся креативность и способность быстро меняться. Технический прогресс создал запрос на креативный класс.
Люди такого типа гораздо быстрее развиваются. Они готовы к конкуренции, а не к монополии, готовы творчески воспринимать новое. Они выросли в нашей стране, и их список не ограничивается IТ-специалистами — их намного больше. Вдобавок есть те, напомню, для кого основой существования является свобода (просто потому, что таково их воспитание, это передано им по наследству), — их тоже миллионы. И первые, и вторые не могут реализовать себя в условиях олигархических отношений, поэтому являются главными противниками олигархического класса и борются за свое доминирование. Численность этого класса постоянно увеличивается. Соответственно, у него должна появиться своя элита. Цель которой: уничтожить олигархический слой вместе с коррупцией и монополией. Другими словами, у первых лозунг “Монополия и коррупция!”, у вторых — “Творчество и креативность!”.
Разрешить компромиссом главный конфликт украинской революции между олигархией и постиндустриальным классом невозможно. Конечно, есть вероятность, что в ближайшее время революционный порыв будет потушен, но это не значит, что революция закончится — социальные изменения неизбежны. Просто революция продлится дольше с наступлениями и отступлениями.
В условиях борьбы двух мощных слоев общества элита не может оставаться в стороне. Революция привела к тому, что старые элиты разделились. На тех, кто продолжает придерживаться прежних взглядов, и тех, кто воспринял новые идеи (искренне или неискренне) и перешел на сторону нового класса. Поскольку последний не был подготовлен политически (такова особенность украинской революции) и не выдвинул своих харизматических вождей и политических структур, революцию возглавили представители старого политического класса, и ранее настроенные либерально.
Представители нового класса, скорее, влились в старые структуры. Они осуществляют реформы там, где это возможно, но не как политики, а как специалисты. Вопрос заключается в том, насколько быстро политизируется этот революционный класс и выдвинет лидеров. Это, несомненно, случится. А пока борьба продолжается между консерваторами (частью элит, оставшихся на стороне олигархии; думаю, у них их большинство) и частью, предавшей свой старый класс и перешедшей на сторону нового. Именно они управляют страной сегодня. Внутри них тоже есть противоречия: кто‑то придерживается умеренных взглядов, кто‑то — радикальных. Последние, кстати, наиболее опасны, поскольку, как правило, склонны стремительно решать то, что быстро не решается.
Так выглядит украинское поле битвы. Я верю, что история тащит нас в сторону победы революции и постиндустриальных изменений (и технических, и социальных). Постиндустриальный слой в Украине одновременно является проевропейским и исповедует ценности европейского модерна. Со временем мы увидим усиление роли новой элиты и будем наблюдать за обострением ее борьбы со старой. К слову, сейчас борьба только начинается, конфликт еще разогреется. И новая элита обязательно обновит власть — политическую, бюрократическую, судебную. Однако процесс этот будет крайне противоречив и драматичен.
На Полтавщині засудили чоловіка, який відмовився від мобілізації. Суд призначив йому 3 роки позбавлення волі.Про це стало відомо з вироку Лубенського районного суду Полтавської області, повідомляє ТСН. Раніше його визнали придатним до служби, передають...
Сара Перрі з Уельсу стала щасливою власницею сучасного будинку в сільській місцевості після перемоги в розіграші лотереї Omaze. Новий будинок із трьома спальнями та двома ванними кімнатами розташований у мальовничому графстві Поуїс і коштує близько 500...