"По словам Коболева, открыть путь к процессу разделения "Укрнафты" должно принятие Верховной Радой законопроектов №3004а и №3005а, которые урегулируют старый спор между "Нафтогазом" и "Укрнафтой" за отобранный госкомпанией газ, и "Укрнафтой" и государством – за долги по налогам. Глава правления отметил, что эти законопроекты парламент может рассмотреть уже на следующей неделе.
Спор вокруг между "Нафтогазом" и "Укрнафтой" касается 11 млрд куб. м газа, который "Укрнафта" добыла период 2006-2011 гг. и который "Нафтогаз" отобрал для использования для нужд населения, но из-за разногласий эти операции так и не были оформлены надлежащим образом и расчеты за газ не проведены.
Однако в феврале текущего года "Нафтогаз" и "Укрнафта" достигли мирового соглашения в отношении 2 млрд куб. м этого газа, который "Нафтогаз" отобрал у "Укрнафты" в 2006 г.
По словам одного из авторов законопроектов Сергея Нагорняка, они предусматривают, что "Нафтогаз" получит из бюджета компенсацию в размере 32,3 млрд грн за поставку газа населению на условиях ПСО и заплатит с этих денег налог на прибыль в размере 5,8 млрд грн. Затем НАК выплатит "Укрнафте" 15,1 млрд грн за 2 млрд куб. м газа, поставленного в 2006 г., а также аванс в размере 24,1 млрд грн за газ будущей добычи.
"Укрнафта", получив эти деньги, оплатит 10,4 млрд грн налогового долга, 8,7 млрд грн штрафов и 11,5 млрд грн пени, всего — 30,5 млрд грн.
Таким образом, в результате реализации данной схемы львиная часть денег, выделенных из бюджета на урегулирование проблемы, вернется обратно в бюджет, спор за газ между "Нафтогазом" и "Укрнафтой" будет решен, и последняя погасит свои долги по налогам. В сухом остатке: если прошлое правительство хотело просто взыскать долг с "Укрнафты", то нынешние власти, по сути, хотят произвести взаимозачет, на первое место выходит желание урегулировать конфликт.
Долги "Укрнафты" по уплате налогов начали формироваться в августе 2014 г., когда компания в знак протеста против повышения Верховной Радой рентной ставки на добычу нефти и газа, перестала оплачивать ренту. Очень скоро "Укрнафта" стала крупнейшим должником по уплате налогов в стране, и на 1 августа этого года ее долг с учетом пени и штрафов составил 30,5 млрд грн
По мнению Сергея Нагорняка, такой вариант решения проблемы между "Нафтогазом" и "Укрнафтой" поможет улучшить балансы обеих компаний и разблокировать производственную и инвестиционную деятельность "Укрнафты".
Коболев возлагает большие надежды на принятие этих законопроектов, поскольку они позволят урегулировать вопросы задолженности перед "Нафтогазом" и "Укрнафтой" и перейти к реализации плана по разделению активов "Укрнафты" между государством и частными акционерами.
Напомним, что "Нафтогаз" владеет в "Укрнефти" 50%+1 акция, акционерам, связанным с группой "Приват", принадлежит около 42% акций. Однако совместное владение основным нефтедобывающим активом страны постоянно вызывает конфликты – государство и частный бизнес не уживаются в рамках одной компании. И в 2018 г. появилась идея разделить "Укрнафту".
Но в августе прошлого года директор по развитию бизнеса "Нафтогаза" Юрий Витренко констатировал, что реализовать этот план не удалось – нужно было решение правительства, но оно на этот шаг идти не хотело.
Теперь, по всей видимости, во властных кабинетах отношение к вопросу разделения "Укрнафты" поменялось. "Принятие законопроектов позволит нам зачистить проблему со старыми долгами и подойти к разделению активов компании. Поэтому надеемся, что через несколько месяцев мы сможем сказать, что вся группа "Нафтогаз" на 100% принадлежит государству, а другие частные акционеры и их интересы вышли за пределы группы", — сказал Коболев.
По словам руководителя Центра исследования энергетики Александра Харченко, конфликт между "Нафтогазом" и "Укрнафтой" уже давно затянулся, и принять эти законопроекты — это реальный шанс его урегулировать, поскольку до этого это не удавалось урегулировать никакими другими способами. По его словам, частные акционеры "Укрнафты" обвиняли государство в том, что то отбирало газ у компании и не платило за него, а государство обвиняло частных акционеров в неуплате налогов, и на этом всякий диалог заканчивался.
По его словам, государство может быть заинтересовано в разделении активов с Коломойским, потому что он более динамичен в защите своих интересов, и всегда будет "выгрызать" из этой компании больше, чем ему положено на его пакет акций. Также в этом может быть заинтересовано и нынешнее правительство, которое сможет записать в свой актив победу — урегулирование старого спора с частными акционерами и решение проблемы погашения "Укрнафтой" долгов по налогам.
По слова Александра Харченко, разделение "Укрнафты" могло бы пройти по ресурсам добычи: "Нафтогаз" получит газовые активы, в управлении которыми он имеем опыт, а группа "Приват" — нефтяные активы. Но какой вариант разделения положен в основу соглашения, пока неизвестно.
Однако готовы ли пойти на разделение активов "Укрнафты" частные акционеры – также пока достоверно не известно. В частности, депутат Верховной Рады Игорь Палица, партнер Коломойского, который в 2003-2007 гг. руководил "Укрнафтой" и получил во владение 10% нефтяного бизнеса группы "Приват" (куда входит и "Укрнафта"), выступил против разделения. "Компания должна стоить дорого, давать дивиденды. А уже потом, создав вертикально интегрированную компанию, сделав ее прибыльной, увеличив капитализацию, можно выходить на биржу, чтобы государство и частные акционеры получили 6 или 7 млрд долларов за свои пакеты", — сказал он в интервью "Украинской правде".
Впрочем, Александр Харченко предположил, что Коломойский также теоретически может быть заинтересован в разделении "Укрнафты", поскольку в результате он получит чистый актив без налоговых долгов и споров с государством.
Тем временем, пока "Нафтогаз" вынашивает планы по разделению "Укрнафты", она продолжает терять свою эффективность – по результатам первого полугодия этого года компания получила 2,59 млрд грн чистого убытка против 18,24 млн грн чистой прибыли за аналогичный период пришлого года".
В Україні приведення тарифів до ринково обґрунтованого рівня потенційно могло б призвести до додаткового зростання інфляції на 4,7%. Про це йдеться в інфляційному звіті НБУ за січень 2025 року, передають Патріоти України. Враховуючи, що упродовж IV ква...
Високі безпекові ризики, постійні обстріли та руйнування, збереження дефіциту електроенергії негативно впливають на якість життя українців. Це зумовлює подальшу зовнішню міграцію, передають Патріоти України з посиланням на "Інфляційний звіт" Національн...