Сланцевий бум починався як чисто американський феномен, проте його наслідки відчуваються в усьому світі. Обсяги нафти, що експортується Штатами, злетіли до рівнів, які ще кілька років тому здавалися немислимими. Цей потік нафти в найближчі роки буде тільки зростати, змінюючи нафтову галузь, світову політику і навіть цілі економіки. Наприклад, країнам ОПЕК буде важко підтримувати ціни, а у Вашингтона з'явиться нова вельми потужна дипломатична зброя. Патріоти України пропонують вам прочитати статтю на цю тему.
В прошлом году темпы роста американского экспорта вышли на новый уровень: объем продаваемой нефти увеличился на 70% и превысил 2 млн баррелей в день. За последние четыре недели Штаты продавали на экспорт в среднем свыше 3 млн баррелей, больше чем Кувейт.
«Это новая эпоха американской энергетики», — заявил Рик Перри, министр энергетики в США на отраслевой конференции в Хьюстоне ранее в этом месяце.
Нефтетрейдеры и руководители сланцевых нефтедобывающих компаний уверены, что экспорт сырой нефти в США достигнет 5 млн баррелей в день к концу 2020 года, а это еще плюс 70% от текущих уровней. В этом случае Америка будет экспортировать больше нефти, чем любая другая страна ОПЕК за исключением Саудовской Аравии. При этом страна все равно остается чистым импортером, но эта ситуация может измениться уже в ближайшие несколько месяцев.
«Начинается новый этап американской сланцевой революции», — отмечает Фатих Бирол, глава Международного энергетического агентства (МЭА) — «Она сильно повлияет на международные нефтегазовые торговые потоки и отразится на геополитике».
Политические последствия уже очевидны. Администрация Трампа сумела ввести жесткие санкции в отношении Иранской нефтяной отрасли и Венесуэлы, поскольку знала, что поток сырой нефти из Техаса не иссякнет. Экономика тоже почувствовала эффект: в долларовом выражении торговый дефицит в нефтяном секторе упал до минимальных уровней за последние 20 лет.
США уже являются крупным экспортером продуктов нефтепереработки, таких как бензин и дизель. Если добавить к ним сырую нефть, то, по прогнозам МЭА, в ближайшие пять лет общий показатель экспорта нефти и нефтепродуктов достигнет примерно 9 млн баррелей в день по сравнению с 1 млн в 2012 году. В результате к 2024 году страна станет вторым по величине экспортером сырой нефти и нефтепродуктов, обогнав Россию и вплотную приблизившись к Саудовской Аравии.
До недавнего времени нефть, добываемая в Пермском бассейне и на других сланцевых месторождениях типа Баккена в Северной Дакоте, потреблялась на внутреннем рынке, обеспечивая загрузку производственных мощностей на нефтеперерабатывающих заводах Мексиканского залива. Но теперь им трудно справляться с поставляемыми объемами легких сортов, поскольку создавались они с учетом необходимости перерабатывать более тяжелую нефть, например, из Венесуэлы или с Ближнего Востока.
«Соединенные Штаты близки к тому, чтобы повысить свою добычу легкой нефти до максимума», — отметил Томас Нимбли, глава нефтеперерабатывающего завода PBF Energy Inc.
Поэтому директора сланцевых компаний путешествуют по миру и привлекают новых покупателей. Гари Хемингер, глава Marathon Petroleum Corp., к примеру, недавно был в Сингапуре и Южной Корее, искал, кому бы продать сланцевую нефть.
«Всю дополнительно добываемую нефть из Пермского бассейна надо экспортировать», — отмечает Рауль ЛеБлан, консультант IHS Markit Ltd и бывший глава отдела стратегии в Anadarko Petroleum Corp. «Нефтяникам нужно найти заводы, готовые купить их легкую нефть, скорее всего, в Азии».
Несмотря на санкции в отношении Ирана и Венесуэлы на фоне сокращения добычи в странах ОПЕК, найти покупателей не так-то просто. Нефть из Пермского бассейна легкая, с большим количеством бензиновых фракций, используемых в нефтехимической отрасли. Из нее получается много бензина и меньше дизельного топлива. А заводы хотят производить дизель.
До недавнего времени американские сланцевики и нефтетрейдеры продавали большую часть своей продукции в режиме реального времени, на рынке спот. Поэтому направление экспорта менялось каждый месяц: от Испании до Тайланда и Бразилии.
Однако постепенно начали вырисовываться стабильные рынки. Нефтеперерабатывающие заводы в Канаде, Италии, Великобритании и Южной Корее постепенно становятся постоянными покупателями. Понемногу нефтетрейдеры переходят на долгосрочные контракты с иностранными партнерами.
И все же быстрый рост экспорта сопряжен с проблемами. Даже Саудовской Аравии в 1960-е и 1970-е не удавалось наращивать экспорт так быстро.
«Американскому экспортному рынку нужно выходить из эмбрионального состояния быстрее, чем любым другим крупным экспортерам», — отмечает Роджер Диван, аналитик рынка нефти в IHS Markit.
Между тем Китай — главный потенциальный покупатель нефти из США — увяз в торговой войне с Вашингтоном. До этого года китайские нефтеперерабатывающие заводы забирали значительную часть черного золота, экспортируемого сланцевиками. Однако в августе все потоки иссякли. Отрасли как воздух нужен мирный договор между Вашингтоном и Пекином, особенно если экспортный сектор будет расти теми же темпами.
«Если ожидаемый спрос со стороны Китая не материализуется, по политическим или иным причинам, нефтяникам придется пробиваться в мировую систему нефтепереработки, и, скорее всего, за счет скидок», — добавил эксперт.
Американская сырая сланцевая нефть уже продается с большим дисконтом относительно нефти Brent. West Texas Intermediate продается почти на 10 долларов дешевле Brent, а некоторые еще более легкие сорта из Пермского бассейна, включая новый West Texas Light, и того дешевле.
Поиск покупателей на легкую нефть — не единственная проблема. Нефтепроводы и порты в США перегружены, а трейдерам приходится придумывать сложные логистические цепочки, включающие в себя доставку по железной дороге, автоцистернами, по трубам и на баржах, чтобы выслать в конечном счете нефть из страны. Некоторые компании намерены построить новую инфраструктуру с возможностью отправки нефти супертанкерами, которым требуются глубоководные порты.
Экспорт начал расти в конце 2015 года, когда Вашингтон отменил 40-летний запрет на продажу нефти за границу. Его ввели после эмбарго ОПЕК 1973-74 годов.
Несмотря на то что добыча в Пермском бассейне растет не так быстро как в прошлом году, нефтетрейдеры и руководители добывающих компаний все еще считают, что объем производства в этом году увеличится еще на 1 млн баррелей в день. Сейчас наблюдается некоторый спад, однако он вызван требованием акционеров показать рост доходности, а не добычи, а также снижением цен на нефть в конце 2018 и в начале 2019 годов. Однако во втором полугодии, когда будут запущены новые нефтепроводы, отрасль снова оживет и устремится к новым рекордам.
Если прогнозы верны, к декабрю объем добываемой в США нефти преодолеет отметку 13 млн баррелей в день по сравнению с 11.8 млн баррелей на конец 2018 года.
Економіка України попри війну продовжує зростання. Показник ВВП на душу населення перевищив довоєнний рівень. Про це повідомив заступник міністра економіки України Андрій Телюпа, передають Патріоти України. . За його словами, зростання реального ВВП У...
Шведський економіст та дипломат Андерс Аслунд вважає, що Росія може вичерпати свої ліквідні фінансові резерви до осені 2025 року. Це потенційно може призвести до фінансової кризи, передають Патріоти України. Як пояснює видання MSN, Аслунд зазначає, що ...