"Новый Год я встретил в Симферополе. Там остались хорошие друзья, да и, в общем, было интересно посмотреть КАК ОНО теперь", - написав Володимир Красноголовий на своїй сторінці у "Фейсбук", передають Патріоти України.
Сразу скажу, что город мне очень понравился - впервые Симферополь был конечным пунктом назначения, а не местом пересадки с поезда на троллейбус (такая пересадка, кстати, там уже невозможна) - город со своим особенным обликом, по нему интересно гулять. Но об этом в следующем посте. Сейчас, собственно, об этой самой чуждости).
Новоалексеевка - Джанкой.
Сам переход вполне вменяемый. Случались и российские и украинские таможни с гораздо большим градусом характерного пограничного идиотизма - тут просто рутина. Нет лишь определенности в подъездах от Новоалексеевки к Чонгару и от Чонгара в Джанкой и обратно, отчего сложно точно рассчитать время, что будет затрачено на дорогу. По нейтральным 2,5 км туда-сюда бодро бегает маршрутка. Вроде бы стоит 50 российских рублей, но мы ходили пешком - что тоже никого не напрягало.
Границы как таковые - идиотизм, а особенно неприятно, что два года назад на этом участке просто можно было спать себе в поезде.
Электричество
Оно на первый взгляд в Симферополе есть. Но, скажем, 31-го декабря в 8 вечера на улице Мокроусова электричества не было. Фонари через один на улице горят, а в домах темно, потом, ух-ты - дом со светом, а подходишь ближе - слышно как жужжат генераторы и свет только в паре квартир. В транспорте основная тема у кого и где был свет, у кого нет.
Знакомые друзей попали в крымский каламбур: поехали на НГ в Новый Свет, но света в Новом Свете не оказалось. Соседи в поезде на Джанкой говорили о том, что свет в их поселке (вышли они в Октябрьском, и, вроде, еще нужно было добираться) бывает по часу в день.
Но на украинцев не обижаются - виноваты в этом США, потому, что захотели захватить украинский чернозём и теперь на материке все совсем плохо, в отличие от поселка где-то недалеко от Октябрьского. Нам рассказали местные, что люди стали в основном жить реальностью приходящей из телевизора: он включается на пару часов и говорит о том, что электричество есть - и не поспоришь - вот же оно!, а в остальное время ни телевизора ни противоречий).
Троллейбусы
Ах, как мне нравилась самая длинная троллейбусная трасса в мире Симферополь-Ялта (84 км, если от аэропорта - 96 км). Несмотря на то, что маршруткой и быстрее и комфортнее - ездил я всегда троллейбусом. Тут было что-то от наивной пионерской гордости за такой крутой советский проект, а в последние годы еще и хотелось поддержать экологически чистый транспорт. Так вот, даже в отдельный от электричества пункт вынес: Крымский троллейбус - ВСЬО ((( Говорят, что кое-где уже и провода на медь растащили.
Это как ножом по сердцу - пофигу чья трасса теперь или чья будет, любил я эти дребезжащие тралики, все их особые звуки помню и знаю где лучше садиться, чтобы не пропустить виды на Демерджи и Медведь-гору, а если уезжаешь из Ялты - то классно сидеть у заднего окна, чтобы в районе Массандры обернуться и попрощаться с тысячами винных озорных огоньков города.
Back in USSR
В Симферополе ностальгический бум. Количество вывесок с советской символикой зашкаливает. Никогда особо не напрягала стилизация под СССР, но только ненавязчивая. В некоторых местах, правда, понимаешь, что это НЕ стилизация, а именно совок: безапиляционно хамский, с плевками на полу и кисло-овощными запахами. Таких мест и у нас немало, но они не взывают к ностальгии не пытаются на нее списать бардак. Много просто советских флагов и георгиевских лент ни к чему.
Российский или крымский флаг это, пожалуй, нормально, но советский флаг на танке у храма или оранжево-черная лента у почти остановившегося завода - странно. Это как у нас красно-черный флаг на детской площадке, например.
Магазины и цены
Сiльпо, Фокстрот, Комфи и другие украинские ТМ в Крыму остались. АТБ теперь называется "ПУД", я предположил, что это от слова "Пудин", но нет, это даже не 16 кг, а "Продукты У Дома". Украинских товаров кроме водки нет. Нет даже жуткого украинского пива. В Сильпо нашел гору сыров, но как мне сказали - в сырах я не шарю и это гора не имеет с сыром ничего общего ) Ассортимент в магазинах, как мне кажется, устраивает 90% людей. Моих крымских знакомых и вообще девушек, судя по всему, не устраивает ) Недостаток, который можно было бы решить с помощью интернет-магазинов в Крыму не решается - даже большинство крупных российских интернет-площадок не работают с островом - логистика дорогая и ненадежная.
Цены. ЦЕНЫ!
Это та причина по которой в Крым, даже если очень захочется забить на его нынешний статус, я точно не поеду. Мне просто до судорог вкусовых рецепторов хотелось Портвейна Красного Крымского Массандровского. Думал, вот приеду - тут же в магазин, и прямо из бутылки ))) НО! 645 рублей (220 грн).
По впечатлениям цены минимум в 2 раза выше. Есть, впрочем, группки товаров, что в 1,5 (а вот мидии вообще дешевле чем в Запорожье, например), но есть товары, что стоят выше в 3-4 раза - тут как раз почти весь алкоголь и конфеты. Не интересовался стоимостью съемного жилья, но судя по тому, как поднялась арендная плата, что отдают за квартиру друзья - адЪ ) Ялта и Сочи, пожалуй, в ценах и т.н. сервисе сравнялись. Россияне могут выбирать где светлее.
Разное
- Людей на улицах меньше чем в Запорожье (это не эффект 1 января)
- Людей в форме на улицах больше чем в Запорожье (и это не эффект 1 января)
- Есть праздничные рождественские киоски в центре, но работало даже в пиковые моменты меньше половины. Думаю, это связано с погодой, а не с электричеством. "Гейропейский" глинтвейн заменен православной медовухой.
- Люди нормальные. За то, что с Украины не отжимают у тебя сразу все батарейки. Охотно говорят о чем угодно кроме самых интересных нам тем. Как там на Украине не спрашивают - все равно телевизор знает лучше тебя.
- В граффити есть как российские так и украинские мотивы 50/50.
- Объявления на столбах "Комфортные поездки на Донбасс" и "Обналичим VISA" выносят мозг.
- Сложилось впечатление (и знакомые его подтверждают), что где-то 70% людей пофигу чей Крым (интересно, что есть именно крымский патриотизм и позиция, что все козлы, а мы - Крымчане). 10% активно просоветско-пророссийские товарищи, 5-10% пассивные проукраинские, а остальные русские военные или чиновники. Но это лишь впечатление за два дня.
- С медициной жопа. ЖОПА!
- Проезд: Запорожье-Симферополь (ни на чем не экономил) - 230 грн. Симферополь-Запорожье (старался экономить) - 150 грн.
- Ну это все знают, но... Вроде бы фигня, но когда сталкиваешься очень высаживает. Международные банковские карточки и украинские мобильные операторы там не работают. С собой брать только наличные. Обналичка VISA только российских банков и за некислую мзду.
По Симферополю ветер не гоняет перекати-поле и собаки не доедают лошадей на улицах, как, может быть, многим бы у нас хотелось. Показалось, что город живет примерно в 2001-м году, но без троллейбусов. Жить можно, но как-то 15 лет вроде в никуда. У нас непросто всьо, но пободрее что ли...
"У США розроблена система попереджень для кожного стихійного лиха, щоб запобігти жертвам серед цивільного населення. Однак в Україні, навіть під час загрози обстрілом експериментальною російською ракетою, за звичкою, евакуйовується тільки влада. Чи дов...
Мобілізаційний резерв України на сьогодні становить 3,7 млн людей. А загальна кількість громадян чоловічої статі віком від 25 до 60 років – 11,1 млн. Про це йдеться в інформації на інфографіці видання The Financial Times, передають Патріоти України. У ...