Збулися передбачення тих, хто був упевнений, що чим ближче новорічні свята, тим поступливішими ставатимуть депутати. У підсумку, Рада в ніч на 25 грудня прийняла все, що потрібно, і навіть більше.До речі, ми вже згадували, що у новий бюджет 2016 року знову заклали кошти на проведення Євро-2012. Але депутатам і Кабміну знову довелося сидіти до ранку, пригадуючи, що торік аналогічні нічні чування вже були. Про це пише на сайті Главком оглядач Павло Вуєц, інформують Патріоти України.
Всю неделю депутаты пытались договориться об изменениях в Налоговый кодекс, профильный комитет буквально на лету вносил соответствующие поправки, но при вынесении проекта изменений в зал на них регулярно не хватало голосов. У коалициантов (и не только) регулярно возникали все новые претензии. Вчерашний день состоял из сплошных перерывов - фракции постоянно консультировались, а их спикеры на телекамеры обвиняли друг друга в срыве договоренностей и проталкивании в бюджете «антинародных норм».
Стабильно за все голосовал только премьерский «Народный фронт». На голоса, как оказалось, самой оппозиционной в Раде «Батькивщины» у коалиционеров изначально надежд не было (что, в итоге, оправдалось), зато был расчет на «радикалов», которые, оставшись вне раскладов, подумывают о возвращении в коалицию (что тоже оправдалось).
«Блок Порошенко» не отличался единодушием: треть депутатов президентской фракции просто игнорировала голосования. Наибольшие споры вызвала схема льготного налогообложения аграриев - аграрное лобби внутри БПП требовало все новых уступок.
По действовавшей ранее схеме спецрежима насчитанная аграриям сумма НДС полностью оставалась у них, но теперь ее предлагалось отменить и в качестве компромисса на переходный период до 2017-го года оставлять на спецсчетах предприятий только 25%, а остальные 75% забирать в бюджет.
После жарких дискуссий договорились поменять эту пропорцию, в зависимости от рода деятельности. Для растениеводства - производителю остается 15 % НДС, для производителей свинины и курятины, которые по данным отраслевых экспертов, и так не бедствуют, но являются приближенным к нынешнему президенту, - 50%, для животноводства и производителей молочной продукции - 80%.
Недовольны были и табачники с водочниками, которые пытались через своих лоббистов заблокировать существенное повышение акцизов. Особо не вышло - так акциз на сигареты увеличен на 40 % (правда, с сохранением уровня нынешней адвалорной ставки), спирт и спиртные напитки - на 50%, пиво и вино - на 100%, а на «слабоалкоголку» - на целых 300%.
Акциз на топливо с 1 апреля увеличивается на 13%. Ставка на доходы физлиц устанавливается в размере 18% (вместо нынешних 15% и 20%), притом что налог «для богатых» на дивиденды, за увеличение которого воевала «Батькивщина», сохранен в размере 5%. Ставка единого социального взноса уменьшена до 22 %.
Налоговые изменения депутаты приняли на вечернем заседании - собравшись после 16.00, они живо проголосовали не только их (251 депутат), но и другие законы - например, об отчислении в бюджет 30% прибыли госпредприятий, отмене импортного сбора, смягчении критерии отнесения банков к неплатежеспособным... Но принятие нового Налогового кодекса благополучно перенесено на следующий год.
Был проголосован и кабминовский проект, которым увеличены расходы госбюджета этого года на 14 млрд гривен для выплаты пенсий в январе 2016 года. Что интересно, конкурировал этот проект с очень любопытной инициативой нардепов от «Блока Порошенко» Артура Герасимова и Ирины Фриз, входящих в комитет по обороне, о выделении 10 млрд грн «Укроборонпрому» также из бюджета еще этого года. Конкуренция между ними была потому, что они претендовали на одни и те же деньги из бюджета - за счет программы по обслуживанию государственного долга и за счет субвенций местным бюджетам на обслуживание субсидий.
Минфин, бюджетный комитет и Главное научно-экспертное управление Верховной Рады раскритиковали проект по «Укроборонпрому» - во-первых, в нем ничем не аргументирована сумма именно в 10 миллиардов, во-вторых, не уточнено, почему их нужно взять именно из указанных бюджетных программ, в-третьих, он был просто неправильно оформлен.
Тем не менее, показателен сам факт появления такого проекта - «Укроборонпром» входит в сферу влияния председателя СНБО Александра Турчинова и его первого зама Олега Гладковского (ранее - Свинарчука). Последний - бывший бизнес-партнер Петра Порошенко по автомобилестроительному бизнесу. Президент сначала назначил проверенного на бизнес-фронтах кадра председателем Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю, а позже перевел в СНБО. Такой «новогодний подарок» в виде 10 миллиардов под благими целями увеличения обороноспособности вызвал ропот в самой президентской фракции.
«Это вообще вещь недопустимая для бюджета, когда неизвестно на какие цели направляются средства, - возмущался в разговоре с «Главкомом» главный специалист БПП по бюджету Виктор Пинзеник. - Я бы понимал, если бы речь шла о Министерстве обороны, но здесь речь идет о деньгах на уставный фонд «Укроборонпрома».
Мы дали деньги, они построили танк, а мы после этого должны заплатить за этот танк еще раз? Если нужна техника, деньги перечисляются в Минобороны, а оно пусть покупает на открытых процедурах. В зале было полно противников этого законопроекта, потому что все понимают, о чем идет речь - здесь просто могла быть схема».
Тем не менее, Гройсман все же попытался поставить этот проект на голосование, но Герасимов, понимая бесперспективность затеи, судя по всему, дал ему отмашку этого не делать.Интересно, что голоса на изменения в Налоговый кодекс нашлись с помощью «Оппозиционного блока» (20 голосов), а также групп «Видродження» (20) и «Воля народа» (12), притом, что в том же «Блоке Порошенко» было 9 проголосовавших «против», и 12 воздержавшихся. Только 13 голосов дала «Самопомич», «Батькивщина» и «радикалы» - ни одного.
«У «Видродження» и «Воли народа» всегда такая тактика - они просто сидят и выжидают, когда у коалиции не будет хватать голосов, - рассказывает один из депутатов большинства. - Они вообще вели с Гройсманом отдельные переговоры - их интересуют даже не столько какие-то ништяки в госбюджете (сейчас времена не те - на всех не хватает), сколько возможность сидеть на потоках разных госпредприятий. Видимо, так и договорились».
Коалицианты вообще не скрывают раздражения поведением правительства, которое вносило бюджет и сопутствующие ему законы в последний момент, хотя обязано было это сделать еще в сентябре, и брало депутатов измором.
Правда, и народные избранники в свою очередь торговались с Кабмином до последнего. «В этот день у правительства, как у Санта-Клауса, можно требовать подарков, а ему некуда деваться», - смеялся нардеп от «Народного фронта» Александр Кирш.
Также 24 декабря Рада приняла еще одно важное решение - продлила сессию, которая должна была закончиться 15 января, до 2 февраля. При этом в пленарном режиме Рада планирует заседать только с 25 по 29 января.
Очевидная причина для продления сессии - те самые изменения в Конституцию об «особом статусе Донбасса», которых от нас требуют международные партнеры. Триста голосов набрать под них будет крайне сложно, тем более, по информации «Главкома», в январе будет проходить сессия ПАСЕ и депутаты из нашей делегации просто физически не будут в Украине.
Но Банковой нужно показать, что Порошенко, как минимум, старается сделать все возможное для этих изменений, а в то, что не получается, - вина парламента. Как вариант еще на этой сессии депутаты могут проголосовать в первом чтении изменения в Конституцию по судебной реформе - пока проект рассматривает Конституционный суд.
Принятие же самого бюджета проходило по такой процедуре - сначала Кабмин на закрытом заседании правил его в соответствии с принятыми налоговыми законами, затем передавал в бюджетный комитет и тот после работы с документом выносил его в сессионный зал.
Вопрос, почему не сделать все по-человечески и не принять такую важную смету при свете дня в пятницу, был риторическим: виной всему - пресловутые «чартеры» и вера в большую сговорчивость по ночам.
Рядовым нардепам было предписано подтягиваться в парламент к 23 часам, правда, это оказалось очень оптимистично - в это время бюджет только передавался в комитет. Депутаты настраивались на длительное бдение - костюмы сменили на свитера и блейзеры.
«Когда мы прошлый бюджет ночью принимали, то анекдоты рассказывали, делились друг с другом яблочками, конфетками, - вспоминал «порошенковец» Александр Черненко. - Было какое-то братство, не то, что сейчас».
Правда, сейчас ситуация кардинально изменилась - парламентский буфет работал всю ночь, не давая депутатам совсем уж раскиснуть. Например, Сергей Высоцкий из «Народного фронта» принес оттуда на заседание пару бутылок кока-колы и коробку конфет «Рошен» и стал угощать ими однопартийцев, подкалывая происхождением сладостей.
Шеф Высоцкого глава фракции «фронтовиков» Максим Бурбак перед началом заседания рассказывал журналистам, что надеется на принятие бюджета утром, и объяснял эту необходимость... агрессией террористов на востоке.
Конечно, это совпадение, что в этот раз «ночной бюджет» совпал с католическим Рождеством, но рождественская тема незримо витала.
Например, нардеп от БПП Алексей Гончаренко так отвечал на вопросы о бюджете: «Надо ждать чуда, ведь сегодня Рождественская ночь. К счастью, депутаты пришли в себя и начали голосовать. Если что, можем заседать и до утреннего заседания - тогда сразу к нему перейдем».
Уже тогда пошли слухи, что бюджетом крайне недовольна «Самопомич» и голосовать за него не будет, а то и вовсе попытается что-нибудь заблокировать. Егор Соболев, который выражал мнение части фракции, возмущался тем, что вместо того, чтобы возмещать НДС в порядке очередности, Кабмин завел два разных реестра - для предприятий первого и второго сорта. А затем «Самопомич» и вовсе затребовала времени для изучения бюджета до вторника. Требование, в принципе, логичное, но не при этих обстоятельствах и не в этом парламенте.
Пока в бюджетном комитете кипела работа и экстерном сводилась воедино куча цифр, Владимир Гройсман открыл заседание (если формально, продолжил) и начал рассмотрение других законопроектов. Спикер и так не ахти какой оратор, а тут он еще и был слегка сонный.
Депутаты тоже сходились в зал туго - не сразу даже удалось наскрести 150 голосов на рассмотрение по ускоренной процедуре законопроекта о Нацгвардии. В итоге, этот законопроект, который дает право Президенту назначать командующего Нацгвардией, был принят, хотя Гройсман думал, что это было... сигнальное голосование. Более того, он обрадовался своей ошибке, так как не пришлось голосовать повторно. То ли еще будет.
Далее депутаты приняли закон о публичных закупках, который презентовал министр экономики Айварас Абромавичус, и поддержали проект по государственным закупкам Нацполиции, который с голоса попросил принять Мустафа Найем.
Депутаты нажали «за», а Гройсман с Парубием поспорили, по регламенту ли все произошло или нет. Такое бездумное штампование законов возмутило даже коллегу Найема по «еврооптимизму» Ольгу Червакову, которая написала в «фейсбуке», что депутаты не понимают, за что голосуют, и их используют «втемную».
Впрочем, те вовремя опомнились и несколько инициатив завалили: в том числе, не дали денег Бурбаку на дорогу в Черновцах и так и не распределили ни в какой комитет «бесхозных» депутатов от «Блока Порошенко» Григория Шверка и Владислава Севрюкова.
Самым популярным министром в правительственной ложе был Степан Полторак - к главе Минобороны периодически подсаживались собеседники: от «фронтовиков» Юрия Березы и Сергея Пашинского до Олеся Довгого и Игоря Молотка из «Воли народа». Со всеми добродушный Полторак с виду был любезен.
Олег Ляшко, который перед этим на ток-шоу обвинял «Самопомич» в продажности, а еще раньше изводился, обзывая бывших коллег по коалиции «скотыняками», похоже, сорвал голос и был тише себя обычного. Тем не менее, он припомнил очередное похищение силовиками Геннадия Корбана, затребовал отставки Гепрокурора Шокина и отправился троллить Юрия Луценко, убеждая его поставить подпись за это. Луценко краснел и мотал головой.
«Я собственными глазами видел, как олигархические группы делят бюджет, вместо того, чтобы праздновать Рождество. Думаете, они о народе думают?», - кипятился Ляшко в кулуарах на телекамеры, уверяя, что Радикальная партия ни в коем случае не поддержит такой бюджет. Слово не сдержал, но для многих невникающих телезрителей именно этот «борец за народ» останется героем, обличившим накануне вечером на канале Коломойского другие фракции в поддержке олигархического бюджета.
Ближе к третьему часу ночи первый вице-спикер Андрей Парубий объявил, что гонцы из бюджетного комитета уже везут бюджет в парламент и объявил перерыв до 2.10. Аргументом для перерыва называлась перезагрузка системы «Рада», не привыкшей работать по ночам, но реально в этот момент искались голоса под бюджет. Фракции, группы и отдельные депутаты внимательно изучали полученный ворох бумаг, пытаясь отыскать в них приятности для себя. В итоге, Ляшко их таки нашел - поговаривают, что его интерес есть в производстве пожарных машин, которые заказаны для Госслужбы чрезвычайных ситуаций.
«В прошлом году тоже такое было. Обещали , что это в последний раз, - говорил «фрондер» из БПП Сергей Лещенко, аргументируя, почему не будет голосовать за бюджет. - Мол, мы в последний момент должны были делать бюджет, поэтому давайте проголосуем в пять утра.
Сейчас я нажму «воздержался» или «против», пока не знаю. В принципе на все наши чувствительные темы - Национальное антикоррупционное бюро, Национальное агентство противодействия коррупции - там есть деньги, но это не повод считать этот бюджет хорошим».
В процессе презентации бюджета Яценюк и Яресько вяло отбивались от вопросов и иногда показывали зубы: они отрицали, что подали бюджет с нарушением всех возможных сроков. А на реплику Лещенко, что тот снова принимается в пять утра, Яценюк огрызнулся, что не в пять, а в пол-четвертого.
Еще один «еврооптимист» Алексей Мушак поинтересовался у Яценюка, зачем в бюджете предусмотрен почти миллион долларов на фестиваль «Будь вільним», и пообещал на эти деньги привезти в Украину U2 или «Ред Хот Чилипепперз».
Премьер саркастично ответил, что за этот фестиваль отвечает президентская ДУС, но если угодно, он может перевести эти средства на финансирование МИДа. Кстати, в бюджете на ДУС заложено больше средств, чем на содержание парламента, а на родную для нынешних Президента и спикера Винницкая ОГА заложены самые большие затраты из всех обладминистраций.
И без выступлений руководителей фракций было понятно, что «Народный фронт» и большая часть БПП проголосуют «за». Тем более что в бюджете по требованию президентской фракции было кардинально увеличено финансирование МИДа.
После выступления Виктора Бондаря из «Видродження» и Анатолия Гиршфельда из «Воли народа» в стиле «вы, конечно, редиски, но надо спасать страну» стало понятно, что власти удалось найти общий язык и с этими политическими «флюгерами».
А вот что в том же духе выступит Ляшко, стало большой неожиданностью - отпустив шпильки в адрес Яценюка и напомнив о своей оппозиционности, Ляшко заявил: «Радикальная партия не в оппозиции к Украине и мы понимаем, что Украина должна быть с бюджетом. Именно поэтому мы будем голосовать за ваш позорный бюджет».
Гневные выступления представительницы «Самопомочи» Алены Бабак и Юлии Тимошенко значение имели разве что для телекартинки - голосов для принятия очередного «ночного бюджета» хватало, и на табло высветилась впечатляющая цифра 263. БПП - 112, НФ - 80 (полный состав), «Видродження» - 21, «Воля народа» - 17, Радикальная партия - 16, внефракционные - 16, «Самопомич» - 1. Очередной «паршивой овцой» в «Самопомичи» стал Ярослав Москалевич, а памятуя, как поступают в этой фракции с нарушителями партийной дисциплины, можно предположить, что она поредеет на еще один «штык».
Доходы госбюджета составят 595,081 млрд грн, расходы - 667,734 млрд грн. По сравнению с предыдущей версией проекта госбюджета-2016, поданной в Раду 11 декабря, доходы и расходы сокращены на 6,35 млрд грн. Дефицит остался тем же - 83,694 млрд грн или 3,7% от ВВП.
Страна получила еще один наспех скроенный документ, за который голосовали вслепую, дабы только «гривна не упала» и «Путин не победил». Теперь эту смету будут вовсю корректировать и кроить в следующем году. И это отнюдь не те традиции, которыми стоит гордиться.
Тем не менее, если верить заключительному слову Яценюка, «покращення» налицо: «22 месяца никто и не надеялся, что страна сделает такой прогресс». Если это прогресс, то, может, с ним пока лучше не спешить?
Низка державних підприємств Білорусі займається серійним виробництвом снарядів для російської армії. Про це йдеться у розслідуванні організації BelPol, передають Патріоти України. За даними розслідувачів, серед підприємств, які займаються виробництвом ...
Більшість посадовців з команд як чинного президента США Джо Байдена, так і Дональда Трампа, інавгурація якого відбудеться 20 січня, кажуть, що російські війська залишаться на українських територіях, які нині окуповані. Про це в неділю, 19 січня, пише T...