оссийская ударная авианосная корабельная группа приблизилась к сирийским берегам. Об этом сообщили ряд новостных ресурсов России. Одновременно с этим пришла и ещё одна новость: по сообщению священника РПЦ, проходящего «службу» на «Адмирале Кузнецове», на борту закончились нательные крестики. Примерно в это же время приходит ещё одна новость: более 2,2 тысяч мигрантов спасли в средиземном море. Признаться, я сразу сопоставил численность команды тяжёлого авианесущего ракетного крейсера проекта 1143, который почему-то гордо именуют «авианосцем». Впрочем, информация о беженцах пока не про команду «Кузи»: повезло африканцам и арабам, а российские моряки пока вынуждены молиться о своей судьбе и довольствоваться «нательными крестиками». Почему так – давайте разбираться от «начала начал».
Проект тяжёлого авианесущего крейсера 1143 был разработан «не так давно» — всего лишь в 1970 году. Надо отметить, что к 1973 году были готовы и другие проекты ТАВКР — 1153 и 1160 – с ядерной силовой установкой и немного другим составом авиационной группы. Но в Советском Союзе думали о целесообразности авианосцев в принципе и поэтому выбрали самый дешёвый вариант. Так началась постройка «близнецов» «Адмирала Кузнецова». Сам «Кузя», или как он тогда назывался «Рига» был заложен в 1981 году. Но уже в 1982-м изменил имя и стал тезкой почившего в бозе генсека Леонида Брежнева. Дальше корабль строился… очень долго строился — цены на нефть падали, денег в СССР не было. Цены падали, генсеки умирали, но новое имя ТАВКР получил уже при Горбачёве. Стал крейсером «Тбилиси».
В 1991 году крейсер, если говорить прямо угнали – часть команды решила на нём «переплыть в Россию». Угнали, кстати с судостроительного завода в украинском Николаеве — денег в СССР не было и поэтому в 1991-м, через 10 лет после закладки, корабль так и не был готов. В том числе силовые установки.
Дальнейшая судьба ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (такое имя ему дали в РФ) наглядно демонстрирует справедливость народной истины «краденное не пойдёт на счастье» и фразы из известного мультфильма «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».
Имя мёртвого генсека, история кражи, помноженные на отсутствие у России технологий доведения до ума кораблей такого класса превратило тяжёлый авианесущий крейсер в обычное судно. Пусть военные моряки не пинают меня тем, что корабль — это корабль, а судно сами знаете где. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» — именно судно. Хоть и выглядит грозно.
Судите сами: ТАВКР «Адмирал Кузнецов» приписан не к порту, а к судоремонтному заводу. То есть сия посудина в состоянии «отстоя» и ремонта, которые в РФ называются «глубокой модернизацией» проводит большую часть своей своей трагикомичной истории. Нечастые выходы в море сопряжены с большими проблемами. Не для русских моряков — голова болит у всех окружающих. Вот лишь несколько вех эпичной, богатой красками истории судна:
1995 год. У берегов Новой Зеландии выходят из строя более половины силовых установок. Судно чуть было не выбрасывает на берег.
Декабрь 1995 года. Поход в Средиземное море. Вновь силовые установки говорят «упс». Ну, не совсем «упс» — судно даже двигалось в турборежиме со средней скоростью 2-4 узла.
Февраль 1996 года. Тот же Средиземноморский поход. Юбилей «Флота Российского». Судно зашло на Мальту. Приём у министра обороны этой морской державы…. Здесь лучше меня расскажет российский адмирал Валентин Селиванов:
«…Я помню, как сейчас. Сидим мы на приеме у министра обороны Мальты во дворце. Мне офицер связи докладывает: «Ветер усиливается до тридцати метров в секунду. На «Кузнецове» не работает ни один котел». Я сразу прикидываю: якорь-цепь у нас вытравлена на сто метров, длина корпуса 304 метра, до скал 250 метров. Парусность у корабля огромная, его тащит на скалы.
Бросаю министра и мчусь к вертолетной площадке. По всем летным правилам посадка на палубе при таком ветре запрещена, но вертолетчики посадили меня. Я уже предчувствовал величайший в истории позор. Самый большой корабль России в год юбилея лежит разбитый на скалах Мальты. Это бы увидел по телевизору весь мир…»
Воспоминания адмирала, который после такого случая посчитал за лучшее подать в отставку разошлись широко. Даже попали в иллюстрированную энциклопедию «Авианосцы». Кстати, изданную в России в 2013 году. (стр. 262)
1998 год. Пульт управления стрельбой был залит… 60-ю тоннами мазута. Ошиблись «при заправке».
2000-2009 годы. 6 пожаров. Это только крупные, которые попали в СМИ.
О том, в каком состоянии находилось судно на рубеже нулевых прекрасно рассказал моряк, проходивший на нём службу. Повествование он дополнил, естественно, целой серией прекрасных фотографий. Среди прочего он описал такие банальные вещи как горячая и просто вода в трубах как явление чуда, большой трюм в качестве мусоросборника и, извините, проблему с гальюнами – туалетами по-простому. А на судне 2000 человек, которые что-то кушают и куда-то какают…
Может это, всё вражеская пропаганда? Возможно, «казачок засланный», но даже по официальной статистике ТАВКР «Адмирал Кузнецов» находился на ремонте в следующие периоды: 1992-1994, 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008, 2009-2010, 2014-2016. Это не считая «текущих ремонтов» — только масштабные работы. То есть за 20 лет в составе ВМФ России его «гордость» была на плаву не более 5-6 лет. Остальное время судно пытались заставить не утонуть после первого же выхода в море.
Да и сейчас — о грозном «Адмирале Кузнецове» и его Средиземноморском походе российские СМИ сообщили в начале года. Мол, готов и вот-вот поплывёт. Как оказалось, готов да не совсем, поплыл, да не сразу. Кстати, я ещё тогда отмечал, что «Кузнецов» – страшная сила и действительно способен напугать многих. Чем – это уже другой вопрос.
Політична опозиція, ряд ЗМІ та експертів звинувачують найближче оточення Зеленського у відвертому мародерстві. 23 мільярди бюджетних грошей для контрактування зброї може отримати польська компанія-посередник "PHU Lechmar". Про це йдеться в матеріалі Те...
Російські військовослужбовці їздять на велосипедах за кілька метрів попереду бойової машини піхоти. Відео, що це доводить, з'явилося в Telegram-каналі russia no context, передають Патріоти України. "Тип на велосипеді веде "беху" в атаку! Педалі крутить...