Вони були першими: Про початок мовлення київського телебачення

44 роки тому телебачення увійшло майже в кожну українську домівку.

Перші телетрансляції

Патріоти України підготували розповідь про перше трансляцію українського телебачення.

Республіканська транслююча телестанція з вежею на Сирці в Києві охопила мовленням величезну територію Радянської України з десятками мільйонів її жителів. Перший сигнал з телевежі пішов одразу після введення в дію цієї унікальної споруди - 16 серпня 1973 року. Телебачення стало доступним для 85% українців.

Місто прямого ефіру

У минулому столітті в Києві в різні часи було побудовано аж три телецентри. У 1939-му почав працювати перший з них - в приміщенні Українського дому радіо. Перша трансляція відбулася 1 лютого. Вона являла собою статичну передачу в ефір фотографії Серго Орджонікідзе. Далі мовою оригіналу.Диктор О. Ніколаєва та оператор Ю. Федоров, 1959 г.

Позже время от времени передавались концерты мастеров искусств. Зрительская аудитория состояла всего из нескольких десятков человек – тех, у кого были телеприемники. Возможно, время голубых экранов в нашей стране началось бы гораздо раньше, если бы не разразилась война.

Второй телецентр начали строить в 1949-м, прямо на руинах разбомбленного Крещатика.

«Весь Крещатик, вся Прорезная были разрушены, – вспоминает Юрий ОМЕЛЬЯНЕНКО, автор проекта и строитель новой телебашни на Сырце и первый директор Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения Украины. – Власти стремились как можно быстрее восстановить город. Никита Хрущев – тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины – и Лазарь Каганович, приехавший в Киев, долго рассматривали его руины, ходили по городу и вдруг неожиданно предложили: «А давайте здесь, на Крещатике, построим телецентр!». В Москве к тому времени телецентр уже год как работал. На стройку бросили специалистов-связистов, студентов, строителей, пленных немцев. Позвали и меня – как единственного в республике на тот момент дипломированного специалиста в области телевидения. А через два года мы уже организовали трансляцию парада в честь празднования Великого Октября. Это был первый эфир в истории советского телевидения. Чтобы его организовать, нам пришлось взобраться на бетонные перекрытия третьего этажа еще не построенного здания телецентра, установить там камеры и оттуда – из оконного проема – вести трансляцию. Передача длилась около полутора часов».

Международный телемост Киев-София, ведущая Л. Лысенко, 1985 г.

Третий телецентр – это всем известное современное здание, прозванное в народе за его оригинальную конструкцию «карандашом», – начал работать аж 42 года спустя, и этой осенью он готовится отметить свой 20-летний юбилей. Интересно, что здание поныне так и не достроено до конца.

«Здравствуйте, дорогие радиозрители!»

Прямой эфир в 1951-м, прославивший Украину на весь СССР и ставший отправной точкой в истории начинающегося телевидения, стоил киевским специалистам-связистам немалых нервов.

Оператор Ю. Бардаков, первая студия после 1978 г.

«За два дня до этого четыре связиста стали проверять сигнал – идет ли, – рассказывает директор Музея телевидения Национальной телекомпании Украины Лариса БОГДАНОВА. – Они развезли несколько сотен телевизоров по разным уголкам Киева: по родственникам, знакомым и дали пробную трансляцию с кинопленки. Пустили фильм и давай звонить, выяснять, что видят люди у экранов. Фильм, к слову, был совершенно лишен идеологической подоплеки и рассказывал о жизни чукчей на Севере. Его выбрали лишь потому, что качество пленки оказалось отменным. По ней и настраивали передатчик. Впопыхах, правда, перевернули пленку и первые несколько минут собачьи упряжки бегали по экрану задом наперед. Это, впрочем, мало кто заметил: первый сигнал был таким, что зрители могли лишь различить какие-то шевеления на экране. На следующий день дали уже фильм «Ленин в Октябре». Лента прошла на ура. Все увидели кино. А еще через день транслировали парад. Так родилось украинское телевидение».

О.-Даниленко-и-Е.-Николаева-за-пять-минут-до-прямого-эфира,-1960-г.

Первые передачи в 50-е годы были короткими, а первые дикторы – немногословными. Они объявляли участников концертов и читали короткие сообщения. Одна из них – Ольга Даниленко – приветствовала аудиторию, собравшуюся по ту сторону экрана, обращением, которое придумала сама: «Здравствуйте, дорогие радиозрители!». Тогда определения «телезрители» еще просто не существовало.

«Требования к дикторам были весьма жесткие, – говорит Л. Богданова. – Например, строгий официальный дресс-код: в кадре можно было появиться только в пиджаке, в длинной юбке (брюки категорически запрещались), одежда – застегнута на все пуговицы. Никакой открытой шеи или рук. И это при том, что в студии, где работали лампы высокого накаливания, температура повышалась до 45 градусов».

Телевышка вместо Лавры

Киевское телевидение год от года становилось все больше популярным. «Театры взбунтовались, – вспоминает Ю. Омельяненко. – Что это такое? Вы оттягиваете зрителей в вечерний час. Так к нам скоро совсем перестанут ходить!».

Скоро свои телецентры появились и в некоторых регионах: во Львове, Одессе, Днепропетровске, Харькове. Тем не менее, большая часть Украины – преимущественно центральная – оставалась без этого средства массовой информации. Центральное республиканское телевидение не могло полностью выполнить свою функцию – охватить максимально большую территорию. Не хватало мощности передатчика.

«Нужна была новая вышка – с таким мощным сигналом, чтобы закрыть эту плешь, – рассказывает Омельяненко. – В Москве, к слову, тоже началось сооружение новой – Останкинской башни. Так появился и наш проект».

Чтобы сэкономить на материалах и времени, приняли решение строить башню из металла, но не фиксировать ее элементы болтами, а сваривать – уникальную технологию бесшовной сварки разработал институт Патона. Так удалось возвести сооружение, превышающее знаменитую Эйфелеву башню (тоже возведенную из металла) на 61 метр. При этом потребовалось втрое меньше металла: 2,5 тысячи тонн вместо 7 тысяч.

Телевышка на Сырце

«Для того чтобы башня и вся станция могли быть максимально функциональными, надо было найти для нее наиболее оптимальное место, – продолжает Юрий Иванович. – Кто-то предлагал возвести телевышку на левом берегу, на Сырце и даже – на месте Киево-Печерской лавры! Левый берег мы отмели сразу: он ниже правого на добрых 90 метров. По поводу Лавры я взбунтовался: как можно менять бесценный исторический памятник на телецентр? Наконец остановились на Сырце. Здесь, конечно, тоже пришлось повоевать. Ведь надо было строить на месте старинного захоронения. Но этот вариант оказался оптимальным. С вводом телевышки в действие, с первым эфиром стало понятно: мы вышли на первое место в Союзе по охвату территории и до сих пор держим это первенство!».

Трансляция октабрьского парада с Крещатика, 7 ноября 1951 г.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Юрий Иванович ОМЕЛЬЯНЕНКО – первый кадровый телевизионщик в истории Украины. Когда он учился в Киевском политехническом институте (а это был первый послевоенный выпуск), такой диковинной на тот момент дисциплины как «телевидение» не было в программе. Юрий, однако, настоял, чтобы изучать эту интересную науку самостоятельно. Вскоре Омельяненко оказался обладателем первого «телевизионного» диплома в стране.

КСТАТИ

Сегодня мало кто догадывается, что передача изображения на расстоянии, с чего, собственно, и зарождалось электронное телевидение, – это находка не только ленинградского профессора Бориса Розинга, но и его учеников – в частности, украинца Бориса Грабовского, сына поэта Павла Грабовского. Документы свидетельствуют, что именно Борис Грабовский первым додумался, создал и продемонстрировал первый телеприемник. Ему же впервые в мире удалось передать изображение человека на расстояние 20 м. Однако это ноу-хау так и не было зарегистрировано на его имя.

Шесть особенностей Киевской телебашни

  • Скреплена методом бесшовной сварки, уникальным для подобных сооружений.
  • Единственная в мире строилась с помощью системы так называемого «подращивания» башни, когда сначала свариваются верхние элементы, потом поднимаются на домкратах и под них подгоняются нижние.
  • Относится к числу самых высоких сооружений на планете и единственное цельнолитое сооружение такой высоты в мире.
  • Не может быть доступна для туристов: имеет небольшое внутреннее пространство и всего два лифта: один пассажирский на 9 чел. и рабочий на бригаду из 4 чел.
  • Верхняя часть башни легкая и поэтому очень подвижна и неустойчива: радиус ее наклона от ветра может достигать 6 м, что совершенно не грозит самой башне, но крайне дискомфортно для людей.
  • Ремонт и покраску башни проводят в специальном режиме раз в пять лет. На ее косметическое обновление требуется больше 8 т краски.

Светлана ГОЛЛАНДС

При подготовке материала использованы данные и архивные фото Музея телевидения НТК, а также фото из личного архива Ю.И. Омельяненко.

Опублікував: Олекса Хвацький
Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

Росія отримає відплату: Афонський старець побачив перемогу ЗСУ (відео)

неділя, 28 квітень 2024, 23:02

Для України цей рік буде випробуванням сили, віри та єдності народу. Але, попри важкі випробування, українська держава завершить війну перемогою у своїй боротьбі за справедливість. Про це розповів Афонський старець-пророк Данило, передають Патріоти Укр...

"Ситуація нагадує початок вторгнення РФ": Військкор заявив про перекидання бійців ГУР до Часового Яру

неділя, 28 квітень 2024, 22:52

Військовий журналіст Андрій Цаплієнко заявив, що Україна перекинула до Часового Яру на Донеччині бійців Головного управління розвідки для оборони міста. Про це він повідомив із посиланням на власні джерела у спецслужбі, передають Патріоти України. "За ...