Патріоти України підготували розповідь про перше трансляцію українського телебачення.
Республіканська транслююча телестанція з вежею на Сирці в Києві охопила мовленням величезну територію Радянської України з десятками мільйонів її жителів. Перший сигнал з телевежі пішов одразу після введення в дію цієї унікальної споруди - 16 серпня 1973 року. Телебачення стало доступним для 85% українців.
Місто прямого ефіру
У минулому столітті в Києві в різні часи було побудовано аж три телецентри. У 1939-му почав працювати перший з них - в приміщенні Українського дому радіо. Перша трансляція відбулася 1 лютого. Вона являла собою статичну передачу в ефір фотографії Серго Орджонікідзе. Далі мовою оригіналу.
Позже время от времени передавались концерты мастеров искусств. Зрительская аудитория состояла всего из нескольких десятков человек – тех, у кого были телеприемники. Возможно, время голубых экранов в нашей стране началось бы гораздо раньше, если бы не разразилась война.
Второй телецентр начали строить в 1949-м, прямо на руинах разбомбленного Крещатика.
«Весь Крещатик, вся Прорезная были разрушены, – вспоминает Юрий ОМЕЛЬЯНЕНКО, автор проекта и строитель новой телебашни на Сырце и первый директор Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения Украины. – Власти стремились как можно быстрее восстановить город. Никита Хрущев – тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины – и Лазарь Каганович, приехавший в Киев, долго рассматривали его руины, ходили по городу и вдруг неожиданно предложили: «А давайте здесь, на Крещатике, построим телецентр!». В Москве к тому времени телецентр уже год как работал. На стройку бросили специалистов-связистов, студентов, строителей, пленных немцев. Позвали и меня – как единственного в республике на тот момент дипломированного специалиста в области телевидения. А через два года мы уже организовали трансляцию парада в честь празднования Великого Октября. Это был первый эфир в истории советского телевидения. Чтобы его организовать, нам пришлось взобраться на бетонные перекрытия третьего этажа еще не построенного здания телецентра, установить там камеры и оттуда – из оконного проема – вести трансляцию. Передача длилась около полутора часов».
Третий телецентр – это всем известное современное здание, прозванное в народе за его оригинальную конструкцию «карандашом», – начал работать аж 42 года спустя, и этой осенью он готовится отметить свой 20-летний юбилей. Интересно, что здание поныне так и не достроено до конца.
«Здравствуйте, дорогие радиозрители!»
Прямой эфир в 1951-м, прославивший Украину на весь СССР и ставший отправной точкой в истории начинающегося телевидения, стоил киевским специалистам-связистам немалых нервов.
«За два дня до этого четыре связиста стали проверять сигнал – идет ли, – рассказывает директор Музея телевидения Национальной телекомпании Украины Лариса БОГДАНОВА. – Они развезли несколько сотен телевизоров по разным уголкам Киева: по родственникам, знакомым и дали пробную трансляцию с кинопленки. Пустили фильм и давай звонить, выяснять, что видят люди у экранов. Фильм, к слову, был совершенно лишен идеологической подоплеки и рассказывал о жизни чукчей на Севере. Его выбрали лишь потому, что качество пленки оказалось отменным. По ней и настраивали передатчик. Впопыхах, правда, перевернули пленку и первые несколько минут собачьи упряжки бегали по экрану задом наперед. Это, впрочем, мало кто заметил: первый сигнал был таким, что зрители могли лишь различить какие-то шевеления на экране. На следующий день дали уже фильм «Ленин в Октябре». Лента прошла на ура. Все увидели кино. А еще через день транслировали парад. Так родилось украинское телевидение».
Первые передачи в 50-е годы были короткими, а первые дикторы – немногословными. Они объявляли участников концертов и читали короткие сообщения. Одна из них – Ольга Даниленко – приветствовала аудиторию, собравшуюся по ту сторону экрана, обращением, которое придумала сама: «Здравствуйте, дорогие радиозрители!». Тогда определения «телезрители» еще просто не существовало.
«Требования к дикторам были весьма жесткие, – говорит Л. Богданова. – Например, строгий официальный дресс-код: в кадре можно было появиться только в пиджаке, в длинной юбке (брюки категорически запрещались), одежда – застегнута на все пуговицы. Никакой открытой шеи или рук. И это при том, что в студии, где работали лампы высокого накаливания, температура повышалась до 45 градусов».
Телевышка вместо Лавры
Киевское телевидение год от года становилось все больше популярным. «Театры взбунтовались, – вспоминает Ю. Омельяненко. – Что это такое? Вы оттягиваете зрителей в вечерний час. Так к нам скоро совсем перестанут ходить!».
Скоро свои телецентры появились и в некоторых регионах: во Львове, Одессе, Днепропетровске, Харькове. Тем не менее, большая часть Украины – преимущественно центральная – оставалась без этого средства массовой информации. Центральное республиканское телевидение не могло полностью выполнить свою функцию – охватить максимально большую территорию. Не хватало мощности передатчика.
«Нужна была новая вышка – с таким мощным сигналом, чтобы закрыть эту плешь, – рассказывает Омельяненко. – В Москве, к слову, тоже началось сооружение новой – Останкинской башни. Так появился и наш проект».
Чтобы сэкономить на материалах и времени, приняли решение строить башню из металла, но не фиксировать ее элементы болтами, а сваривать – уникальную технологию бесшовной сварки разработал институт Патона. Так удалось возвести сооружение, превышающее знаменитую Эйфелеву башню (тоже возведенную из металла) на 61 метр. При этом потребовалось втрое меньше металла: 2,5 тысячи тонн вместо 7 тысяч.
«Для того чтобы башня и вся станция могли быть максимально функциональными, надо было найти для нее наиболее оптимальное место, – продолжает Юрий Иванович. – Кто-то предлагал возвести телевышку на левом берегу, на Сырце и даже – на месте Киево-Печерской лавры! Левый берег мы отмели сразу: он ниже правого на добрых 90 метров. По поводу Лавры я взбунтовался: как можно менять бесценный исторический памятник на телецентр? Наконец остановились на Сырце. Здесь, конечно, тоже пришлось повоевать. Ведь надо было строить на месте старинного захоронения. Но этот вариант оказался оптимальным. С вводом телевышки в действие, с первым эфиром стало понятно: мы вышли на первое место в Союзе по охвату территории и до сих пор держим это первенство!».
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Юрий Иванович ОМЕЛЬЯНЕНКО – первый кадровый телевизионщик в истории Украины. Когда он учился в Киевском политехническом институте (а это был первый послевоенный выпуск), такой диковинной на тот момент дисциплины как «телевидение» не было в программе. Юрий, однако, настоял, чтобы изучать эту интересную науку самостоятельно. Вскоре Омельяненко оказался обладателем первого «телевизионного» диплома в стране.
КСТАТИ
Сегодня мало кто догадывается, что передача изображения на расстоянии, с чего, собственно, и зарождалось электронное телевидение, – это находка не только ленинградского профессора Бориса Розинга, но и его учеников – в частности, украинца Бориса Грабовского, сына поэта Павла Грабовского. Документы свидетельствуют, что именно Борис Грабовский первым додумался, создал и продемонстрировал первый телеприемник. Ему же впервые в мире удалось передать изображение человека на расстояние 20 м. Однако это ноу-хау так и не было зарегистрировано на его имя.
Шесть особенностей Киевской телебашни
Светлана ГОЛЛАНДС
При подготовке материала использованы данные и архивные фото Музея телевидения НТК, а также фото из личного архива Ю.И. Омельяненко.
Поки живі окупанти на півночі Харківщини нажахані втратами своїх військ і сприймають поранення та евакуацію з полю бою як щасливий квиток, єдина можливість ще пожити, зазначають Патріоти України. Ось який матеріал з цього приводу знайшов та переказав Ю...
Православне свято 22 листопада за новим календарем (5 грудня за старим) - день пам'яті святителя Прокопія, який володів даром чудотворення і привів у християнську віру чимало людей (У народі - Прокоп'єв день, - Патріоти України). Українські віряни тако...