"Монета могилёвский рубль. Есть у меня на Родине такой проект — 113 городов Беларуси. Суть — выпуск "городских" рублей для каждого города страны. Монеты, естественно, сувенирные, платёжным средством не являются, - пише Ігор Тишкевич для Site.ua, передають Патріоти України, та продовжує:
"Проект стартовал недавно, но очередь Могилёва подошла, тем более, что данному областному центру возле восточной границы в этом году "стукнет" 750 лет. Вот фото монеты:
Как видим, никаких призывов нет — просто название сувенира, год основания Могилёва, изображение городской Ратуши и слова "Пара! Пара!" с указанием автора изречения и года, когда фраза была произнесена.
А где же резня? И вот тут мы подходим к истории, которую я описывал у себя на ФБ, затрагивал в тексте. Для остальных даю несколько дополненную историю ниже.
Дата в истории и национальный характер
XVII век в истории моей Родины вышел, скажем так, непростым. 55 лет из 100 прошли в различных войнах на восточной границе. Наиболее разрушительный период — с 1655 по 1667 – вторжение армии Царства Российского при поддержке казаков. На 2 года тем удалось занять даже Вильню — столицу государства. В той войне, кстати, страна потеряла более 50% населения (в восточных регионах более 75%).
Слова "Пора! Пора!" имеют непосредственное отношение в разрушительной войне и перелому в ней, после которого оккупанты поехали "за поребрик". Итак, Могилёв, 1661 год. Уже 4 года под оккупацией. К слову, когда русские занимали город (Магистрат его сдал без боя в обмен на жизнь гарнизона, насчитывавшего аж целых 200 человек) царь обещал и мещан не грабить и вольности оставить и от лихих людей защищать. Да вот проблема - защитники с царём приехали. Ну те, которых через 355 лет назовут зелёными человечками. Тогда они были красными – и кафтаном и мордой лица.
Но одно дело слова, другое — дела. Вояки начали реально напрягать местных жителей — бухали безбожно, за постой не платили, на рынке любили товар отжать. Магистрат пытался писать жалобы — мол, договор подписали, исполнять надо. Бесполезно.
Напрягали и проблемы обменного курса. Могилёв до оккупации был богатым торговым городом. Ходовая валюта с иностранцами была, естественно, не золото (ну не настолько же богаты) – серебро. А у русских валюта традиционно деревянная. Ну или медная. Вот цитата из челобитной стрельцов царю:
"по твоему указу, велено нам быть на твоей службе в Могилеве городе, а твое жалованье и суточные дают нам, медными деньгами; а в Могилеве мещане медными деньгами не торгуют и не принимают у нас медных денег за хлеб и за всякий харч и за одежду, и мы от их, мещан, от такого бунтовства в конец погибаем голодною смертью."
Получаем уравнение: хамоватое поведение + неплатёжеспособность = Сильно напрягают. А тут ещё беда случилась – прислали московских попов, которые сошлись во мнениях с немногими православными, жившими в городе. Снова конфликт, который заканчивается тем, что священники банально грабят Могилёвскую братскую школу. Умыкнули типографию, большую часть книг вывезли (те, что не смогли — сожгли). В скрутили и вывезли в "просвещённую державу" печатников, которые умели книги печатать и школьных учителей.
Видя это, начинают жители вольного града думать. И проявляется тут ключевое отличие менталитета. Если сравнивать с украинцами, то наиболее ярко это проявляется в реакции на обиды. Что будет, если обидеть украинца? Поедет драться. Сразу! Но если обидчик скажет - "извини", да стол накроет - отойдёт украинец. Добрая нация.
Беларусы не такие. Наши люди - мелкие западлисты по сути своей. Обидишь беларуса, плюнешь в лицо - утрётся. Но строчку в разделе дневника "надо помнить" черканёт. Потом будет тебе улыбаться, жить рядом. И ждать момента. Придёт момент - замочит нахрен.
Мещане улыбаются и планируют решение московской проблемы. Идея была в том, чтобы воспользоваться "красным носом" гарнизона: устроить праздник и взять всех "тёпленькими". Для этого кузнецы делают оружие. Массово стачивается или теряется кремень, а то и весь мушкет. Работа кипит, работы много: гарнизон по разным оценкам составлял от 2 до 7 тысяч хорошо вооружённых орков.
Беларусы улыбаются "защитникам" и готовят веселье на масленицу. Но вот беда, 1 февраля пара руссо-туристо по своей привычке на торговой площади решили бублики "отжать". Но не как всегда - половину, а все. А заодно и поприставать к привлекательным торговкам. Торговкам это не понравилось. Бургомистру Язэпу Леонтовичу тоже.
Бургомистр сказал одно слово "Пора!". Потом повторил "Пора!". Все всё поняли. Короче, 3 часа и весь семитысячный гарнизон был вырезан. Повторю, не побеждён. Беларусы не ставили цель победить в битве. Они ставили цель зарезать на хрен: не одержать "славную козацкую победу", а кардинально решить "московскую проблему". Возможно не красиво, грязно. Но зато чертовски эффективно. Что и сделали.
Около 40 человек правда оставили в живых. И это тоже был план. Извините, но копать 7 тысяч могил в мёрзлом грунте (февраль на дворе) – удовольствие ниже среднего. Магистрат к тому же за такую работу должен платить. А денег жалко. Вот и решили часть орков оставить поработать. Когда те завершили дело их в качестве поощрения отправили назад. К царю, чтобы те передали "в Могилёве вам не рады".
Думаете только этот город отличился? Ха! В этом же году московское войско начало спешно отступать. Странно, ведь контингент тогочасных зелёных человечков превышал количеством 80 тысяч голов. А ВКЛ могло выставить не более 15-20 тысяч армии. Но Москва уехала, а русский язык обогатился словом "шиш". Или "шиши". Которое есть и сегодня в выражении "ни шиша".
Что это такое? А помните выражение "беларусы — партизанская нация". Шиши и есть партизаны. Обычные беларусы или как тогда говорили литвины. Днём водку русским наливали. Вечером резали как свиней. Но грамотно — не резали в доме (дабы следов не оставлять), брали тех, кто поважнее или с кого можно добром разжиться – обозы и детей боярских. Масштабы были такими, что некоторые царские отряды месяцами не видели ни жалования ни подвоза припасов. Короче, всё шиши забрали и когда есть стало ни шиша поехали руссо-туристо восвояси.
Но вернёмся к могилёвским событиям. После восстания Великий Князь Литовский Ян Казимир Ваза вернул городу магдебургское право и подарил новый герб. Где изображены замковые ворота в которых стоит рыцарь с двуручным мечом палача — дань уважения бургомистру который таким мечом крошил гостей с востока как капусту. Леонтовичи стали шляхетским родом, только, с изменённой в знак уважения к поступку предков фамилией – Пора-Леонтовичи.
На том месте, где некогда закапывали оккупантов (местные называют его Костернёй), сегодня стоит АЗС с, как подчёркивают коренные жители города, прекрасным бесплатным туалетом для посетителей.
А что сегодня?
Возникает вопрос: а может забыли всё, какой истории детей учат. Вот на этом подходим к ещё одному символу. Недавно, уже в современной Беларуси здание Ратуши восстановили по эскизам и чертежам того самого 1661 года. В нем теперь музей города Могилёва. Оформление экспозиции — ещё одно проявление беларусского менталитета – зачем лезть на рожон, когда нужно просто готовиться.
Есть вариант описания экспозиции на русском, есть на беларуском, английском, польском. Русскоязычная версия в корне отличается от остальных, ласкает слух и взор руссотуристо. Тут тебе и польско-русские войны и братская Россия. А про восстание говорится одной строчкой "Организовав заговор против русского воеводы, шляхта и зажиточная городская верхушка истребили гарнизон стрельцов и 2(12) февраля 1661 сдали город Сапеге".
Реальная экспозиция немного иная. Беларускоязычное описание очень и очень подробно рассказывает ... нет, не о резне - там ничего интересного. А о том, как планировали, как накапливали ресурсы, занимались логистикой. Готовили дрова чтобы землю растопить — даже орки морозную землю вряд ли смогли бы раскопать. Да и инвентарь казённый бы поломали. Инвентарь денег стоит! Денег жалко. Короче, люди работали.
Вот выдержка из беларуского варианта: стральцы пачалі крыўдзіць магілёўскіх гандлярак калачамі на Гандлёвай плошчы, бясплатна адбіраючы ў апошніх тавар. У гэтую хвіліну загудзеў ратушны звон, на стральцоў кінуўся магілёўскі бурмістр Язэп Левановіч узброены "мечем катовским". Ён закрычаў "Пара!" "Пара!..." и так далее в том же духе.
На видном месте инсталляция того самого процесса. Где есть и ставшая причиной "раннего старта" торговка с бубликами, бургомистр и горожане, которые занимаются правильным и нужным делом под названием "ручное управление управлением миграционными потоками". Это, повторю, сегодня, в современной Беларуси.
Всем нормальным посетителям, и в первую очередь своим показывают то как было на самом деле. Не только показывают, делают экскурсии "с погружением в эпоху". Детей наряжают в костюм и реконструкцию отдельных событий организуют.
Туристам из-за поребрика глаголют "русскоязычную версию". Что логично и исторически выверено. Как говориться, "улыбаемся и машем". А зачем обижаться?
И вот тут подходим к странному проявлению "загадочной русской души" - желанию обидеться. Ну да, монету выпустили, в честь памятной даты. И что? Это даже не государство сделало. Можно обидеться на музей, политику образования. Но это история, факты которые, в том числе, оставили глубокий надрез в виде слова шиш в русском языке.
А вот значительному числу беларусов, похоже, на обиды российской прессы наплевать – монета пошла "на ура". Не проводя активной рекламной кампании, авторы вынуждены были через сутки после релиза остановить приём заказов на сувенир — не успевали обрабатывать заявки, а количество оных превысило отчеканенный тираж. Тоже факт, и тоже уже история, хоть и новейшая.
Поки живі окупанти на півночі Харківщини нажахані втратами своїх військ і сприймають поранення та евакуацію з полю бою як щасливий квиток, єдина можливість ще пожити, зазначають Патріоти України. Ось який матеріал з цього приводу знайшов та переказав Ю...
Православне свято 22 листопада за новим календарем (5 грудня за старим) - день пам'яті святителя Прокопія, який володів даром чудотворення і привів у християнську віру чимало людей (У народі - Прокоп'єв день, - Патріоти України). Українські віряни тако...