"Беларусы не ставили цель победить в битве. Они хотели зарезать на хрен": Блогер розповів, чому росіян образив сувенір з Могильова

Пам'ятаєте вираз "білоруси - партизанська нація"? Звичайні білоруси або, як колись говорили литвини. Вдень горілку росіянам наливали. Увечері різали як свиней.

У Могильові. Фото: ЖЖ.

"Монета могилёвский рубль. Есть у меня на Родине такой проект — 113 городов Беларуси. Суть — выпуск "городских" рублей для каждого города страны. Монеты, естественно, сувенирные, платёжным средством не являются, - пише Ігор Тишкевич для Site.ua, передають Патріоти України, та продовжує:

"Проект стартовал недавно, но очередь Могилёва подошла, тем более, что данному областному центру возле восточной границы в этом году "стукнет" 750 лет. Вот фото монеты:

Как видим, никаких призывов нет — просто название сувенира, год основания Могилёва, изображение городской Ратуши и слова "Пара! Пара!" с указанием автора изречения и года, когда фраза была произнесена.

А где же резня? И вот тут мы подходим к истории, которую я описывал у себя на ФБ, затрагивал в тексте. Для остальных даю несколько дополненную историю ниже.

Дата в истории и национальный характер

XVII век в истории моей Родины вышел, скажем так, непростым. 55 лет из 100 прошли в различных войнах на восточной границе. Наиболее разрушительный период — с 1655 по 1667 – вторжение армии Царства Российского при поддержке казаков. На 2 года тем удалось занять даже Вильню — столицу государства. В той войне, кстати, страна потеряла более 50% населения (в восточных регионах более 75%).

Слова "Пора! Пора!" имеют непосредственное отношение в разрушительной войне и перелому в ней, после которого оккупанты поехали "за поребрик". Итак, Могилёв, 1661 год. Уже 4 года под оккупацией. К слову, когда русские занимали город (Магистрат его сдал без боя в обмен на жизнь гарнизона, насчитывавшего аж целых 200 человек) царь обещал и мещан не грабить и вольности оставить и от лихих людей защищать. Да вот проблема - защитники с царём приехали. Ну те, которых через 355 лет назовут зелёными человечками. Тогда они были красными – и кафтаном и мордой лица.

Но одно дело слова, другое — дела. Вояки начали реально напрягать местных жителей — бухали безбожно, за постой не платили, на рынке любили товар отжать. Магистрат пытался писать жалобы — мол, договор подписали, исполнять надо. Бесполезно.

Напрягали и проблемы обменного курса. Могилёв до оккупации был богатым торговым городом. Ходовая валюта с иностранцами была, естественно, не золото (ну не настолько же богаты) – серебро. А у русских валюта традиционно деревянная. Ну или медная. Вот цитата из челобитной стрельцов царю:

"по твоему указу, велено нам быть на твоей службе в Могилеве городе, а твое жалованье и суточные дают нам, медными деньгами; а в Могилеве мещане медными деньгами не торгуют и не принимают у нас медных денег за хлеб и за всякий харч и за одежду, и мы от их, мещан, от такого бунтовства в конец погибаем голодною смертью."

Получаем уравнение: хамоватое поведение + неплатёжеспособность = Сильно напрягают. А тут ещё беда случилась – прислали московских попов, которые сошлись во мнениях с немногими православными, жившими в городе. Снова конфликт, который заканчивается тем, что священники банально грабят Могилёвскую братскую школу. Умыкнули типографию, большую часть книг вывезли (те, что не смогли — сожгли). В скрутили и вывезли в "просвещённую державу" печатников, которые умели книги печатать и школьных учителей.

Видя это, начинают жители вольного града думать. И проявляется тут ключевое отличие менталитета. Если сравнивать с украинцами, то наиболее ярко это проявляется в реакции на обиды. Что будет, если обидеть украинца? Поедет драться. Сразу! Но если обидчик скажет - "извини", да стол накроет - отойдёт украинец. Добрая нация.

Беларусы не такие. Наши люди - мелкие западлисты по сути своей. Обидишь беларуса, плюнешь в лицо - утрётся. Но строчку в разделе дневника "надо помнить" черканёт. Потом будет тебе улыбаться, жить рядом. И ждать момента. Придёт момент - замочит нахрен.

Мещане улыбаются и планируют решение московской проблемы. Идея была в том, чтобы воспользоваться "красным носом" гарнизона: устроить праздник и взять всех "тёпленькими". Для этого кузнецы делают оружие. Массово стачивается или теряется кремень, а то и весь мушкет. Работа кипит, работы много: гарнизон по разным оценкам составлял от 2 до 7 тысяч хорошо вооружённых орков.

Беларусы улыбаются "защитникам" и готовят веселье на масленицу. Но вот беда, 1 февраля пара руссо-туристо по своей привычке на торговой площади решили бублики "отжать". Но не как всегда - половину, а все. А заодно и поприставать к привлекательным торговкам. Торговкам это не понравилось. Бургомистру Язэпу Леонтовичу тоже.

Бургомистр сказал одно слово "Пора!". Потом повторил "Пора!". Все всё поняли. Короче, 3 часа и весь семитысячный гарнизон был вырезан. Повторю, не побеждён. Беларусы не ставили цель победить в битве. Они ставили цель зарезать на хрен: не одержать "славную козацкую победу", а кардинально решить "московскую проблему". Возможно не красиво, грязно. Но зато чертовски эффективно. Что и сделали.

Около 40 человек правда оставили в живых. И это тоже был план. Извините, но копать 7 тысяч могил в мёрзлом грунте (февраль на дворе) – удовольствие ниже среднего. Магистрат к тому же за такую работу должен платить. А денег жалко. Вот и решили часть орков оставить поработать. Когда те завершили дело их в качестве поощрения отправили назад. К царю, чтобы те передали "в Могилёве вам не рады".

Думаете только этот город отличился? Ха! В этом же году московское войско начало спешно отступать. Странно, ведь контингент тогочасных зелёных человечков превышал количеством 80 тысяч голов. А ВКЛ могло выставить не более 15-20 тысяч армии. Но Москва уехала, а русский язык обогатился словом "шиш". Или "шиши". Которое есть и сегодня в выражении "ни шиша".

Что это такое? А помните выражение "беларусы — партизанская нация". Шиши и есть партизаны. Обычные беларусы или как тогда говорили литвины. Днём водку русским наливали. Вечером резали как свиней. Но грамотно — не резали в доме (дабы следов не оставлять), брали тех, кто поважнее или с кого можно добром разжиться – обозы и детей боярских. Масштабы были такими, что некоторые царские отряды месяцами не видели ни жалования ни подвоза припасов. Короче, всё шиши забрали и когда есть стало ни шиша поехали руссо-туристо восвояси.

Но вернёмся к могилёвским событиям. После восстания Великий Князь Литовский Ян Казимир Ваза вернул городу магдебургское право и подарил новый герб. Где изображены замковые ворота в которых стоит рыцарь с двуручным мечом палача — дань уважения бургомистру который таким мечом крошил гостей с востока как капусту. Леонтовичи стали шляхетским родом, только, с изменённой в знак уважения к поступку предков фамилией – Пора-Леонтовичи.

На том месте, где некогда закапывали оккупантов (местные называют его Костернёй), сегодня стоит АЗС с, как подчёркивают коренные жители города, прекрасным бесплатным туалетом для посетителей.

А что сегодня?

Возникает вопрос: а может забыли всё, какой истории детей учат. Вот на этом подходим к ещё одному символу. Недавно, уже в современной Беларуси здание Ратуши восстановили по эскизам и чертежам того самого 1661 года. В нем теперь музей города Могилёва. Оформление экспозиции — ещё одно проявление беларусского менталитета – зачем лезть на рожон, когда нужно просто готовиться.

Есть вариант описания экспозиции на русском, есть на беларуском, английском, польском. Русскоязычная версия в корне отличается от остальных, ласкает слух и взор руссотуристо. Тут тебе и польско-русские войны и братская Россия. А про восстание говорится одной строчкой "Организовав заговор против русского воеводы, шляхта и зажиточная городская верхушка истребили гарнизон стрельцов и 2(12) февраля 1661 сдали город Сапеге".

Реальная экспозиция немного иная. Беларускоязычное описание очень и очень подробно рассказывает ... нет, не о резне - там ничего интересного. А о том, как планировали, как накапливали ресурсы, занимались логистикой. Готовили дрова чтобы землю растопить — даже орки морозную землю вряд ли смогли бы раскопать. Да и инвентарь казённый бы поломали. Инвентарь денег стоит! Денег жалко. Короче, люди работали.

Вот выдержка из беларуского варианта: стральцы пачалі крыўдзіць магілёўскіх гандлярак калачамі на Гандлёвай плошчы, бясплатна адбіраючы ў апошніх тавар. У гэтую хвіліну загудзеў ратушны звон, на стральцоў кінуўся магілёўскі бурмістр Язэп Левановіч узброены "мечем катовским". Ён закрычаў "Пара!" "Пара!..." и так далее в том же духе.

На видном месте инсталляция того самого процесса. Где есть и ставшая причиной "раннего старта" торговка с бубликами, бургомистр и горожане, которые занимаются правильным и нужным делом под названием "ручное управление управлением миграционными потоками". Это, повторю, сегодня, в современной Беларуси.

Всем нормальным посетителям, и в первую очередь своим показывают то как было на самом деле. Не только показывают, делают экскурсии "с погружением в эпоху". Детей наряжают в костюм и реконструкцию отдельных событий организуют.

Туристам из-за поребрика глаголют "русскоязычную версию". Что логично и исторически выверено. Как говориться, "улыбаемся и машем". А зачем обижаться?

И вот тут подходим к странному проявлению "загадочной русской души" - желанию обидеться. Ну да, монету выпустили, в честь памятной даты. И что? Это даже не государство сделало. Можно обидеться на музей, политику образования. Но это история, факты которые, в том числе, оставили глубокий надрез в виде слова шиш в русском языке.

А вот значительному числу беларусов, похоже, на обиды российской прессы наплевать – монета пошла "на ура". Не проводя активной рекламной кампании, авторы вынуждены были через сутки после релиза остановить приём заказов на сувенир — не успевали обрабатывать заявки, а количество оных превысило отчеканенный тираж. Тоже факт, и тоже уже история, хоть и новейшая.

Інформація, котра опублікована на цій сторінці не має стосунку до редакції порталу patrioty.org.ua, всі права та відповідальність стосуються фізичних та юридичних осіб, котрі її оприлюднили.

"Трупы, трупы, трупы наших бойцов. Они везде. Насколько достаёт глаз - везде мертвецы": Z-воєнкор опублікував сповідь недобитого окупанда з Вовчанська

п’ятниця, 22 листопад 2024, 7:25

Поки живі окупанти на півночі Харківщини нажахані втратами своїх військ і сприймають поранення та евакуацію з полю бою як щасливий квиток, єдина можливість ще пожити, зазначають Патріоти України. Ось який матеріал з цього приводу знайшов та переказав Ю...

Хіти тижня. Народні прикмети на 22 листопада: Цього дня не варто дарувати квіти, випивати та позичати сусідкам сьогодні не варто позичати сіль і цукор, тим більше - гроші

п’ятниця, 22 листопад 2024, 7:05

Православне свято 22 листопада за новим календарем (5 грудня за старим) - день пам'яті святителя Прокопія, який володів даром чудотворення і привів у християнську віру чимало людей (У народі - Прокоп'єв день, - Патріоти України). Українські віряни тако...