Хіти тижня. "Какая разница", или Как Зеленский проговорился, что сделает с историей Украины", - блогер

"История не "строится", не "конструируется" не "переписывается" и даже не "пишется". Она случается - как стихи. И изучается, как набор фактов", - пише у своєму блозі Катерина Щеткіна, передають Патріоти України, і продовжує:

"Интервью Владимира Зеленского газете The Times of Israel произвело двойственное впечатление. С одной стороны, он дал адекватные комментарии касательно украинской истории и положения дел в стране. С другой - идея построения общей истории, которая не вызывала бы конфликтов, озвученная в ходе интервью, разочаровывает. Не отсутствием конфликта, само собой, а тем, что президент считает возможным и даже перспективным построить историю, ориентируясь при этом не на факты, а на общественное мнение.

Впрочем, двойственность для Зеленского и его политики - вторая натура. Как клоун, который одновременно и смеется, и плачет над тем, над чем смеется, Зеленский в одной руке держит Голодомор, а в другой - "какую разницу". Возможно, дело в том, что он поставил перед собой титаническую (если не божественную) задачу: всех помирить. Но поскольку он не бог и не титан, а всего лишь шоумен, он видит тот единственный путь, который ему хорошо знаком, - путь вымарывания из публичного пространства всего, что вызывает конфликты.

Зеленский, возможно, досадует, что так вышло. Его избиратель не скрывал и не скрывает, что хотел бы избавиться от конфликта, что он устал от войны и т. п. Поэтому президенту выбирать не приходится: его главная задача - устранить конфликт. Устранить, а не разрешить - не надо путать и, соответственно, обольщаться. Поэтому президент честен, когда предлагает называть улицы именами, которые не вызывают конфликтов, лелеять героев, которые никого не обижают, и то и дело призывает на помощь "какую разницу", как заклинание.

Можно было бы принять челлендж Владимира Александровича и попросить набросать десяток-другой имен, которые не вызывают конфликта. А потом разбить его наголову, показав, что даже эти - светлые, казалось бы, - имена вовсе не безупречны при внимательном рассмотрении через лупу истории и, тем более, идеологии. То есть можно, конечно, "пройти по Абрикосовой, свернуть на Виноградную", и так перебрать весь дендрологический справочник. Но если названия улиц - это все же какая-то историко-идеологическая программа, если эти названия призваны говорить о чем-то, напоминать, например, о том, что нас объединяет как страну, как нацию...

Президент Зеленский хотя бы отчасти прав: украинская история находится в самом начале своего пути. Уже нельзя сказать, что ее нет, - как еще десять лет назад говорил патриарх Любомир Гузар в одном из своих интервью, указывая на то, что до сих пор историю Украины писал кто угодно, кроме самих украинцев. Тот факт, что президент Украины на международной арене говорит о Голодоморе как геноциде и требует признания этого факта, - свидетельство того, что мы больше не народ без истории. Но наша история все еще не окрепла достаточно, чтобы проявить твердость и равнодушие к политическому заказу.

Тем более что заказ формулируется почти благородно: построить такую историю, которая всем бы подходила и нравилась. Ну кто от такого откажется?

Можно было бы сыграть роль Капитана Очевидность и напомнить президенту, что история не "строится", не "конструируется" не "переписывается" и даже не "пишется". Она случается - как стихи. И изучается, как набор фактов, независимо от того, нравятся они или нет. История такая, какая она есть. Раздражает? Пейте бром и продолжайте читать учебник.

Украинскую историю постоянно кто-нибудь конструировал, строил, писал и переписывал. Именно последствия отсутствия "суверенной истории" мы расхлебываем последние годы, а возможно, и десятилетия. История - обязательная часть национальной и государственной саморефлексии. Она отвечает на ряд ключевых для нации и государства вопросов - от места пролегания государственных границ до позиций, с которых государство выступает на международной арене. Четкая оценка Голодомра и украинского национал-патриотизма, который не является нацизмом, - то, чем козырял перед израильской газетой президент Зеленский, - достижения украинской исторической науки, которые тоже не были (и до сих пор не являются) бесконфликтными.

Любопытно, что у Зеленского достало духу говорить об этом с израильскими журналистами, но когда он появляется перед украинскими телезрителями, его основной месседж разворачивается на 180 градусов и сводится к "какая разница". То есть к призыву оставить те позиции, отбросить те критерии, по которым проводятся государственные границы и по которым легко опознается failed state.

Если вас успокоит, в России то же самое - все страны с непредсказуемым прошлым имеют основания считаться failed state. Не потому, что там нет сильной руки, которая напишет историю и отольет ее в граните. А потому, что ни одна рука, какой бы ловкой, мускулистой или даже железной она ни была, не сумеет переписать то, что однажды было написано и принято как национальная история. Четко очерченная история не является, конечно, таким же необходимым символом государства, как флаг и гимн, но она залегает глубже - она является необходимым фундаментом этого государства. Со всеми ее взлетами и падениями, героизмом и подлостью, успехами и ошибками, величием духа и преступлениями. Инстанция консенсуса, конечно, присутствует. Но сводится не к тому, что считать бывшим, а что не бывшим, кого упоминать, а кого - под сукно. А к тому, как со всем этим жить.

Проблема украинской чувствительности к истории коренится не в том, что во Львове и Харькове разные герои и по-разному воспринимаются одни и те же события. Это миф, который культивирует президент Зеленский, причем с такой уверенностью, что закрадывается подозрение - а сам он не верит ли в этот миф? Проблема в том, что политические мифы у нас до сих пор подменяют историю. Фактам трудно пробиться к умам граждан через толстый-толстый слой мифологии и под аккомпанемент "какой разницы". Во Львове и Харькове не разные герои и не разное отношение - там просто превалируют разные мифы. А истории нет ни там, ни там примерно в равной мере.

История оказывается необязательной категорией - категорией веры, которая, как известно, личное дело. В Голодомор, преступления бандеровцев, геройство Красной Армии и т. д. вы можете верить, а можете не верить. Как в НЛО или в память воды. И, как и любая другая вера, эта не должна быть предметом конфликтов. Верьте себе во что хотите - но чур без драк.

Именно так выглядит программа построения истории от Владимира Зеленского. Это вовсе не программа изучения и доведения до всеобщего сведения исторических фактов, которые до сих пор замалчивались или искажались в политических целях. Это программа преодоления исторических противоречий. Но не рациональным путем - путем изучения и публикации фактов. А путем замалчивания.

Можно было бы посочувствовать Владимиру Александровичу - ему просто не повезло с эпохой. После глобального увлечения будущим, пережитого в эпоху НТР и бэби-бума, мы закономерно качнулись в другую сторону: нас, как никого и никогда раньше, стало волновать прошлое. Это касается не только постимперских палестин, которые спешно достраивают свои национальные проекты. Ревизия истории - Гольфстрим современности. Попробуйте сказать на каких-нибудь гендерных студиях, что какая, мол, разница, что делали белые мужчины с черными женщинами. Убедитесь: Бандера - просто зайчик...

Но проблема президента, конечно, не в том, что ему не повезло с эпохой (страной, народом, соседями, глобусом - нужное подчеркнуть). Он объявил основой своей программы "примирение", а вместо примирения предложил "какую разницу" - огромную фигуру умолчания.

Разница есть. И большая. Попытка просто перескочить через нее на позитивчике, вероятно, понравится телезрителю. Но тот, кто отказывается принимать собственную историю, - из любых, даже самых благих побуждений, - будет подчиняться мифам, которые напишут для него другие. Нам ли не знать?".

Недоімперії женуть з Південного Кавказу: Кремль вимушено підтвердив факт виведення своїх "миротворців" з Нагірного Карабаху

четвер, 18 квітень 2024, 2:35

Баку та Анкара не залишили Москві вибору. Спікери Кремля дуже неохоче коментують подію, що б'є по імперській гордині. Росія дійсно виводить свої "миротворчі сили" із території Нагірного Карабаху, яка повернулась під контроль Азербайджану. Про це сказав...

Нема кому працювати: У РФ до роботи на підприємствах оборонного комплексу збираються залучити школярів

четвер, 18 квітень 2024, 0:55

У Татарстані (автономна республіка у складі РФ) вирішили залучити підлітків віком від 14 до 18 років до роботи на підприємствах оборонно-промислового комплексу. Парламент підготував програму, згідно з якою їм дозволять працювати на заводах у вільний ві...